Крыша протекает – не до экологии
Быть ли в Тюмени мусороперерабатывающему заводу? Каково качество бензина на наших АЗС? Соблюдают ли автомобилисты нормы выброса вредных веществ? Эти и другие вопросы обсуждали 26 ноября на заседании коллегии экологов Общественного совета г. Тюмени. Среди приглашенных – первый заместитель главы администрации города Андрей Голоус и начальник управления по экологии Людмила Могутова.
Первоначально в повестке было три вопроса, но коллегия решила детально обсудить лишь первый. Как самый важный. О мероприятиях по охране окружающей среды в городе. Поэтому начали с обстоятельного доклада Людмилы Могутовой.
Людмила Михайловна разложила все по полочкам: озеленение, вода, мусор, экологическое просвещение… Особое внимание уделила воздуху.
Понятно, что качество воздуха во многом зависит от количества машин и транспортной развязки. Согласно новому генплану, планируется строительство путепроводов и объездных автодорог, которые помогут разгрузить центральные улицы, вывести из города грузовой транспорт. Это на перспективу. А пока…
– В этом году мы проверили 26 автогазозаправочных станций. На половине нет нарушений законодательства, – сообщила Могутова. – Вместе с ГИБДД проверяли транспорт на семи автотранспортных предприятиях и 14 остановках. Здесь картина не радует: 39 процентов машин не укладываются в нормативы выброса в воздух вредных веществ. А на диагностике в период техосмотра – всего пять процентов несоответствия. Значит, на время проверки водители каким-то образом доводят свой автомобиль до нужного уровня!
Управление по экологии контролирует качество топлива на сорока АЗС. По мнению Людмилы Могутовой, в большинстве своем в Тюмени реализуется довольно качественный бензин.
– В этом году две компании пытались продвинуть свои инвестиционные проекты по внедрению природного газа в качестве топлива, – продолжила она. – Упор делают на общественный транспорт. ООО «Мега» предлагает организовать поставку автобусов на сжатом газе. Идея ОАО «Газпромнефть-Тюмень» – установить автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию на одном из автобусных предприятий и переоборудовать двести единиц техники для работы на метане. Сейчас в АТП оцениваются эти предложения.
Не остаются в стороне от «воздушной» темы и предприятия. Например, Тюменский аккумуляторный завод поставил систему капельной очистки воздуха от аэрозолей серной кислоты, фанерный комбинат приобрел и установил систему аспирации (очистки воздуха от древесной пыли).
Горячо обсуждали борьбу с мусором. Новшество в этом направлении – зонирование города на имущественные комплексы. Всего их должно быть 45, пока создано шесть.
– В 2008 году мы выходим на строительство нового мусорного полигона на Велижанском тракте, – рассказывает Людмила Михайловна. – На полигоне оборудуют станцию сортировки мусора.
– Когда построят мусороперерабатывающий завод? – интересуются присутствующие.
– У нас были инвесторы, но их проекты не прошли общественную экспертизу, – объясняет Андрей Голоус. – Предложение сжигать мусор для переработки в тепловую энергию не годится. А от мысли построить завод мы не отказываемся.
Кроме того, Андрей Вячеславович высказал идею, как положить конец несанкционированным свалкам: надо снабдить мусоровозы системой GPS-навигации, рассчитывая, что она сможет остановить двигатель автомобиля, если он следует не по заданному маршруту.
Одни создают свалки, другие их ликвидируют. Людмила Михайловна отметила, что в Тюмени появились взрослые активные люди, которым не безразличен внешний вид города. Это экологическая организация «Вселенная», компании «Кванта Плюс» и «Корвет». Они по собственной инициативе проводили субботники на Цимлянском и Войновском озерах, на прудах Южном и Студенческом.
***
Наверняка таким вниманием к городской экологии мало кто из тюменцев может похвастаться. Подводя итоги, координатор коллегии Альберт Фахрутдинов сказал, что средний уровень благоустроенности жизни у нас – всего около 60 процентов. Поэтому человек, обращающийся к властям за помощью или с готовыми предложениями, в первую очередь думает о протекающей крыше или сомнительных компаниях в подъезде. А проблемы экологии по-прежнему остаются для него, и, следовательно, для органов местного самоуправления на втором или третьем плане.
***
фото: