Мнение самых маленьких— учитывается
…В центре архитектурной подготовки на улице Нагорной, 6 детям, конечно, безопасно, а вот за пределами центра, в городской среде, могут подстерегать угрозы:
У организатора проекта «Безопасные маршруты для детей и подростков», директора центра архитектурной подготовки Анастасии Юстус трое детей, поэтому она легко перечисляет все опасности, подстерегающие их в городской среде.
Нерегулируемые пешеходные переходы, темные переулки, бездомные собаки, маргинальные личности, скользкие поручни в автобусе, а еще неудобные сидения в кинотеатре или сладкая вата в волосах после визита в цирк.
— Мои подопечные, будущие архитекторы, тоже подвергаются опасности: на занятия они приходят сами и вечером самостоятельно домой возвращаются, — говорит Анастасия Михайловна. В прошлом году она опросила подростков, занимающихся в центре. На вопрос, чего они боятся больше всего, получила самые неожиданные ответы. Выяснилось, что ребята боятся одиночества, ДТП, заброшенных мест, потери близких — такие ответы встречались чаще, многие боятся пауков, собак, а еще строгого учителя географии, математики или истории. Анастасия Михайловна решила помочь эти угрозы преодолеть с помощью вебинаров — и подала заявку на президентский грант.
Eе заявка была одобрена, средства получены, и началось воплощение проекта в жизнь. Первым делом набрали участников — получилось 485 детей и подростков.
— Сначала мы изучили, что из похожего уже есть. Например, архитектурное бюро «Дружба» в Москве создало проект — соучастное проектирование пространств вместе с детьми, нам он показался интересным. На вебинарах мы рассказали, как распознать угрозы и правильно на них реагировать: пришли к выводу, что комфортная среда не может быть комфортной в полной мере, если она небезопасна. Безопасность — один из основных критериев в городе, интерьере, а еще в социальном и физическом окружении ребенка. А при проектировании архитекторы должны учитывать мнение всех, даже самых маленьких, — поясняет эксперт проекта Eлена Адекова.
Участникам проекта предложили изобразить на бумаге угрозы окружения: физического, предметного, цифрового и социального, дополнительно предлагая свои варианты их преодоления. Дети анализировали путь от дома до набережной, отмечая на карте (нарисованной от руки) участки дороги, которые лучше обойти, или те, где пешеходу нужна дополнительная защита — фонарик, средства самообороны или отпугиватель собак. В некоторых местах ребята предлагают обустроить «островки безопасности», а еще установить светофоры с кнопкой. Изображали и опасности на кухне. От острых ножей и ожогов спастись можно, достаточно орудовать ножом на устойчивой поверхности и пользоваться им только по назначению, а горячие кастрюли и сковороды лучше не трогать голыми руками. Проблемы питьевых фонтанчиков в школе участники предлагают решить просто — вместо них установить кулеры. Eсть у детей и советы, как избежать морального давления и травли в школе — постараться найти хороших, надежных друзей, а школам — больше внимания уделять психологической безопасности ребенка, подросткам же советуют быть добрее друг к другу, не нарушать личные границы.
— В работах оцениваем эмоциональный отклик, реальность представленных угроз и подачу — сумели ли передать угрозу и проиллюстрировать ее. Затем отберем лучшие работы и выделим победителей в двух номинациях: «мой безопасный маршрут» и «концепция островков безопасности», — говорит Eлена.
Победители, поделившись на группы, примут участие в интерактивной игре — в толстовках с нашивками, вооруженные светящимися браслетами, блокнотами и ручками, с картой Дома обороны, ребята вместе с преподавателями и студентами-волонтерами будут находить опасные участки. Какая группа больше опасностей найдет, опишет и предложит больше решений — та и победит.
— Результат нашей работы — презентация «островков безопасности» и безопасного маршрута органам местного самоуправления, чтобы наш проект развивался дальше -вышел за пределы центра. В будущем проект станет ежегодным, а со временем распространится и на всю область, — надеется Анастасия Михайловна.
От редакции. Уважаемые читатели! Eсли ваш ребенок — школьник, знает ли он безопасный путь в школу и домой? Ждем ваших писем.
***
фото: Организатор проекта «Безопасные маршруты», директор центра архитектурной подготовки Анастасия Юстус (слева) и эксперт проекта «Безопасные маршруты» Елена Адекова (справа).