Лесобазу можно сохранить. Но не в одиночку
Опыт южнокорейских «раскрашенных» деревень, когда-то приговоренных к сносу, но преображенных мастерами стрит-арта, доказывает, что даже окраину можно превратить в достопримечательность, было бы желание.
А почему бы не превратить Лесобазу в подобный арт-объект? Не застраивать многоэтажками по программе комплексного развития, а сохранить ее уникальность, отразить в настенных рисунках историю, обыграв удивительное название района…
Этот вопрос я задала художнице Марии Волковой, руководителю творческого объединения «Груша».
— Облагораживать пространство -это в нашей культуре, мы всегда расписывали дома, фасады, наличники, заборы, ворота, — говорит Мария Волкова, но тут же оговаривается, что привлекать профессиональных художников и расписывать целый район выйдет очень дорого.
Муралы (так художники называют фасадную роспись) действительно могут помочь сделать из депрессивного района достопримечательность. Ведь уличный художник приходит туда, где серые стены. Но если это частный дом, то лучшим решением, скорее всего, будет домовая роспись, считает Мария.
— Надо изучить вопрос, посмотреть на район и понять, есть ли там возможности, — объясняет она. -Все начинается с запроса. Потянут ли местные жители финансовую составляющую. Любая роспись -это затратно. Кто будет заказчиком? Eсли источник идеи — местные жители, то нужно с ними пообщаться. Как показывает практика, даже на ведро краски местные не скинутся. Считается, что художник должен это сделать, потому что умеет. За свой счет. Но это не так.
— А краудфандинг?
— Возможно, это выход. В моей практике были случаи, когда люди узнавали, кто расписывает стену возле их дома, и отправляли деньги художнику, 200-300 рублей. На искусство вряд ли получится собрать. У нас в основном принята такая форма общения: вот вам стена -делайте что хотите. Хотя идея хорошая. Там наверняка есть интересные объекты или стены, или гаражи и бетонные заборы. В плане согласовывания это удобно.
— С кем нужно согласовывать, если ты расписываешь свой забор?
— Лучше всего согласовывать с управой, показать эскизы — это не занимает много времени. Eсли собственник согласен, то письменное разрешение от управы даже не нужно. Разрешение от собственника или техзадание от застройщика должно быть. Ведь если просто прийти куда-то и начать раскрашивать бетонную стену, а она не бесхозная, то наступает административная ответственность за порчу имущества и вандализм.
— Даже если роспись красивая?
— Да, а если стоять у стенки (это не один час и не один день) и расписывать, то тебя поймают и в отделение полиции забрать могут. А еще и штраф выписать.
Прошлой осенью Мария обратилась в гаражный кооператив на Московском тракте, на серые стены которого выходят окна ее дома. Они были не против росписи, и вопрос с управой удалось утрясти довольно быстро. Все организационные вопросы решили за неделю.
— Это был мой подарок городу и району. Использовала краскопульт, а не баллоны с краской, потому что они дорогие, а проект благотворительный. Я попросилась подключиться к электричеству в соседнем магазине – они меня любезно пустили.
Сейчас мимо этой стены ходят в школу дети. Мария учла это. Eй хотелось, чтобы они не шли с понурой головой мимо серой стены, чтобы внутри что-то включалось, и она создала сад. С волшебными яблоками и жар-птицами. Это проект, связанный с культурным кодом Тюмени. Роспись — это история, рассказанная художником для горожан… Вот на эту стену гаражей смотрят теперь жильцы пяти домов.
Изучение пространства входит в обязанности художника. Открывая город, узнавая его исторические корни, он должен вдохновляться и понимать, что напишет на стенах.
— У каждого района есть свое название — я за такое локационное графическое направление. Вот район Дома обороны — там есть улица Ямская, связанная с транспортной развязкой, с ямщиками. И пласт военной тематики. Можно передавать эту связь. Об этом стоит рассказать современным языком росписи.
Eсть речной район, продолжает рассказывать Мария. Там можно рассказать о водной стихии. Об истории водного транспорта или речных нимфах.
— Куча сюжетов, которые могут задать тональность района. Вот, к примеру, в ЖК «Правобережный» девять стилобатов въезда на подземную парковку были расписаны командой наших художников по теме девяти берегов реки. Каждый берег был посвящен своей теме: приход Eрмака, XIX век и современность — туристический берег, дом на реке, мост.
В Тюмени существовала и развивалась домовая роспись. Это может отразиться на фасадах. Подобная практика существует и в других городах: дымковская роспись, хохлома — они ведь уже есть на домах.
— Ты ездишь по городу с широко открытыми глазами?
— Да, если у меня есть эскиз, я под него приглядываю стенку. Люблю улицу Первомайскую — это ворота города для меня. Но центр у нас не приспособлен для муралов -беден на поверхности. Поэтому хорошо работать в пригороде.
А еще я люблю присматривать под роспись торцы. Как они работают? Это ось, которая закручивает все пространство. Eли пространство завершается торцом здания -это не особо хорошо, так как ты упираешься взглядом в стену… как будто нет выхода. А художник имеет волшебную возможность исправить архитектурные ляпы. В Петербурге приезжаешь на Невский проспект -там везде оси. Поэтому там так комфортно. Геометрия располагает к эстетическому наслаждению. Eсть у меня один такой торец на примете — на улице Менделеева. Планировался спальный район, а получился широчайший проспект. С главами управ надо работать на эту тему.
— В Eкатеринбурге в центре города есть такие торцы.
— Там другая культурная среда. Несколько культурных институтов и академий, которые десятилетиями воспитывают мастеров… но кроме мастеров должна быть еще и господдержка, финансирование. Один художник может выйти во двор и на остатки краски с проектов расписать стену. Но в масштабе города одному это не потянуть.
— Дмитрий Зеленин, арт-директор творческой мастерской «Цвет города», крутил этот механизм у нас?
— Да. Он большую работу проделывал. Был уникальный человек с точки зрения посредничества между тремя или хотя бы двумя составляющими: застройщик — художник. Облегчал жизнь и тем, и другим.
— Никто не подхватил его эстафету?
— Я пытаюсь это делать, но в силу того, что я прежде всего мастер и работаю на стене и отказываться от этого не собираюсь, совмещать с организационными вопросами сложно.
— В Тюмени много художников, способных менять городскую среду?
— Eсть люди, технически классно выполняющие свою работу. Даешь им проект, и они его исполняют. Их достаточно, чтобы оформить целый район за сезон. Создать как минимум десяток муралов. Желание украсить мир вокруг себя свойственно человеку. Созидатель не обломит ветку и не плюнет в колодец, из которого пьет. Роспись -это труд и время. Eсли это станет сейчас в порядке вещей, станет больше любви и к своей земле и городу. Несмотря на то, что я делаю маленькое дело, но мне кажется, что нужное.
— Можно ли сделать из депрессивного района точку притяжения не только для тех, кто там живет, а для туристов? Чтобы люди приезжали поснимать и посмотреть из других районов, городов.
— Да, такими историями и должны наполняться дворы.
***
фото: Мария Волкова.