Нина — в переводе «царица», царица моего детства
Год рождения моей бабушки Нины Терентьевны Боярской (в девичестве Стесиной) запомнить очень легко. Год Октябрьской революции, 1917-й. Но те воспоминания, которыми она со мной делилась, смело можно отнести и к дореволюционной России.
Так, она рассказывала мне, как к ним домой приходила нанятая прачка и шла полоскать белье на Туру. Маленькой бабушка мечтала, что, когда вырастет, тоже будет прачкой. Не догадываясь, какой это тяжкий труд — особенно в холодное время года, когда индевеют и трескаются руки в ледяной воде.
Прачкой она не стала, но стала отличным экономистом. Училась в Свердловске, а в студенческие годы потеряла отца. По ложному доносу он, уже немолодой, был арестован и приговорен в Тюмени к расстрелу. Но про расстрел семья узнала после реабилитации много позже. А до этого сообщили, что Терентий Стесин умер в заключении от воспаления легких…
После Великой Отечественной войны Нина встретила Германа, бывшего фронтовика. К сожалению, я не застала его в живых, но то, что это был счастливый брак, не сомневаюсь — по рассказам, деда Гера очень любил и берег бабушку. Она была страстной поклонницей «Eвгения Онегина», могла цитировать роман с любого места. И поэтому дочек, конечно же, назвали Татьяна и Ольга (младшая, моя мама).
Как же было радостно гостить и особенно ночевать у бабушки! В ее небольшую комнату приносилась и ставилась раскладушка (раскидушка, как называла ее баба Нина). Стелилось толстое одеяло вместо матраса, белье, и начинались наши долгие разговоры обо всем на свете в темноте. Больше всего я любила слушать про бабушкино детство, юность и про ее первый рабочий день, когда сослуживцы не поверили, что она — уже дипломированный специалист, а не школьница. Бабушка была маленького роста, с по-детски задорным голосом.
Дни, проведенные у бабушки, я до сих пор вспоминаю как что-то сокровенное, доставшееся в подарок. Сколько песен было вместе (и по отдельности) перепето, сколько блинчиков и «разборников» съедено вместе с двоюродным братом! И сейчас у меня стоит дома доставшаяся от бабы Нины «машина времени» — ее швейная машинка. Почему «машина времени»? Все просто — достаточно открыть ее и достать лоскутки ткани и старые мотки ниток, и можно почувствовать тот самый терпкий запах духов из детства. Разве это не обыкновенное чудо?
***
фото: Нина и Герман.