Буржуа и фантазер
Анри Перрюшо. Мане. Биографии великих художников. АСТ, 2017.
Eсть две точки зрения на жизнь творцов. Первая: что обо всем говорят их творения, и незачем ворошить подробности их биографий. Вторая же обратная: без знания окружения не узнаешь, чем вдохновлялся и жил художник (писатель, музыкант, поэт, нужное подчеркнуть).
Начав читать эту книгу, я металась из одного лагеря в другой. Слишком много было горечи, особенно в конце жизни живописца. И все же по прошествии 345 страниц сдалась: совсем отгородиться от знания истории тоже неправильно. Особенно когда речь идет о такой фигуре, как Эдуард Мане, который был и вместе с импрессионистами, и сам по себе. Художником-новатором, приобретшим скандальную славу, и человеком, мечтающем о признании и наградах.
Художник-монументалист и иконописец из Санкт-Петербурга Марина Жукова как-то сказала, что писать картины сейчас может только тот, кто иначе не может. Мане абсолютно точно иначе не мог. Потому через тернии, исторические и личные бури и искания он все же писал и оставил такое разное, но талантливое наследие.
Eще с детства Эдуард понял, что, стать чиновником, судьей — невозможно для его натуры. Дядюшка Фурнье, прививший ему любовь к изобразительному искусству, раз и навсегда открыл ему другой мир. Туда будущий великий французский живописец ушел со своей кудрявой головой, и даже его попытка стать моряком была из-за тяги к новым впечатлениям и фантазиям, к которым он был склонен.
Перрюшо цитирует литературный журнал La Vie modernе от 12 мая 1883 года: «По тому шуму, который вызывает смерть человека, можно точно определить, какое место занимал он при жизни. На следующий же день после смерти Мане вся пресса отозвалась на это событие, и вот прошло уже восемь дней… но возбуждение, вызванное его смертью, пока не улеглось…»
***
фото: