На топливе положительных откликов
Автобусная маршрутная сеть города включает в себя 134 маршрута общественного транспорта. Часть из них обслуживают частные перевозчики, их шесть. Двумя из них, ООО «Мосавто» и ООО «Тюменьавтотранс», руководит Сергей Галимов.
— Ваши предприятия обслуживают маршруты 24, 26, 4 и другие. Почему именно эти?
— При разработке маршрутной сети общественного транспорта города департамент дорожной инфраструктуры и транспорта формирует конкурсную документацию, в которой объединяет маршруты по определенным заранее критериям, например, по наличию опыта работы в данной сфере, по наличию транспортных средств, по экологическому классу и прочее, — объясняет Сергей Галимов. — Объединенные маршруты называются лотами. Департамент объявляет конкурс, и перевозчик, набравший наибольшее количество суммарных баллов и подходящий по установленным критериям, становится победителем лота.
— Какие условия нужно соблюсти, чтобы войти в пул городских перевозчиков? Можно ли считать это выгодным бизнесом?
— Выиграть муниципальный конкурс не очень сложно, критериев немного. Eсть, правда, среди них один, главный, который опытных и ответственных перевозчиков как раз и не устраивает: это предложение наименьшей цены за выполненную работу. Как можно оказать услугу, которая стоит сто рублей, за одну копейку? Только недобросовестно.
— Все ваши автобусы в собственности предприятия? Затратно ли их обслуживать?
— Eсть как собственные, так и арендованные автомобили. В настоящее время автопарк «Мосавто» насчитывает 80 единиц, а «Тюменьавтотранс» — 95. Мы строго руководствуемся положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, так как понимаем, что исправное транспортное средство принесет больше пользы.
— Как вы набираете водителей, диспетчеров, сотрудников техобслуживания? Какие к ним требования? Eсть ли дефицит кадров?
— Кроме прав нужной категории и медицинской справки, на собеседовании с водителями обязательно изучаем их послужной список. При необходимости связываемся с предыдущим работодателем. Диспетчеры проходят не менее строгий отбор. Кроме профессионального образования им необходима стрессоустойчивость, так как они у нас на передовой, первыми принимают информацию о возникающих проблемах. Это и жалобы от пассажиров, и звонки о потеряшках — забытых в салоне вещах пассажиров. Однажды пассажирка даже забыла шубу. А про телефоны, сумки, кошельки и карточки даже не хочется говорить: редкий день проходит, когда диспетчеру не приходится этим заниматься. Однако мы оперативно находим потеряшки и возвращаем владельцам.
Работники технической службы -наша гордость! Мы долго шли к тому, чтобы набрать команду грамотных специалистов. Мы снизили простой в ремонте автобусов в разы: даже ремонт сцепления они успевают сделать меньше чем за час. Разработали и внедрили систему планово-предупредительного ремонта автобусов, наработали оборотный фонд: есть резервные двигатели, коробки передач, головки блока цилиндров.
Конечно же, мы испытываем кадровый голод, как и всем нашим коллегам, нам катастрофически не хватает водителей. Это тяжелая работа, она не каждому по плечу. Рано вставать, поздно ложиться. Нести огромную ответственность за пассажиров. Многие не выдерживают, уходят в другие сферы. И самое печальное — молодежь уже не идет работать водителями автобусов, престиж профессии упал. Сегодня средний возраст наших водителей — около шестидесяти, и уже через пять лет некому будет возить людей… Из-за мобилизации тоже возникли трудности, учитывая, что более 90 процентов сотрудников — мужчины, служившие в армии, а многие из них имеют военно-учетную специальность или профессию слесаря-механика и подобные. Призыв на военную службу по мобилизации сотрудников предприятий увеличил кадровый дефицит. Сейчас необходимы кардинальные меры для повышения привлекательности водительской профессии.
— У вас есть внутренняя система санкций за нарушение правил или отставание от расписания?
— В каждом предприятии приняты внутренние меры как поощрения, так и дисциплинарного взыскания. Каждое нарушение рассматривается отдельно, решение о взыскании принимается после служебного расследования — тут обязательно просматриваются записи видеонаблюдения, опрашиваем свидетелей. Контрактом с муниципалитетом также предусмотрены немалые штрафы за нарушения.
— Нет ли трудностей с запчастями?
— В прошлом году существенно выросли затраты на горюче-смазочные материалы, амортизационные отчисления, на закупку запасных частей. Цены на некоторые детали возросли в разы, иные и вовсе пропали с рынка, а качество альтернативы оставляет желать лучшего. В целом рентабельность пассажирских перевозок просела, а доходы от провозной платы пассажиров зачастую не позволяют в полной мере говорить о прибыльности работы.
— Мы привыкли к жалобам на транспорт, а перевозчики всегда стоически молчат о том, как ведут себя пассажиры. Что можете сказать о нашей культуре поведения в транспорте?
— В целом культура на высоком уровне. Большинство понимает, что тоже несет ответственность за безопасность поездки. Наши водители служат пассажирам хорошим примером, ведь на их плечи ложатся и обязанности кондуктора, и необходимость быстро и безопасно разрешать спорные ситуации. Что касается жалоб, то их количество выросло с появлением онлайн-сервисов обратной связи. Мы рассматриваем все поступившие жалобы. Eсли нужны цифры, то скажу, что меньше 1 процента от количества всех перевезенных пассажиров на наших маршрутах жалуются на нашу работу. Правда, количество благодарных отзывов и того меньше. А сотрудникам приятно видеть положительные отзывы, это очень их мотивирует.
***
фото: Игорь Домнин;Денис Захарченко, водители маршрута N 62.