X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Путь к высоким баллам тернист

Можно ли ребенка, который ненавидит математику, увлечь так, чтобы он математику полюбил? Этот и другие вопросы я задала репетиторам по математике.

— А если родителям не нравится работа, руководитель, и заработная плата далека от желаемой, можно ли работу полюбить? Что касается математики, следуя общим принципам педагогики, увлечь ребенка вполне возможно, — уверен Дмитрий Бугаев, руководитель репетиторского центра «ФизМат». -Наглядность, форма изложения, реальные бытовые примеры помогают вовлечь в образовательный процесс. Важна психологическая совместимость между преподавателем и учеником. Когда родители восторженно отзываются о педагоге, который привил интерес к учебе, это означает, что он умеет создавать условия, где ребенок может проявить когнитивные способности.

— Ребенок может не любить математику по нескольким причинам, -считает Александр Печерин, репетитор по математике. — Она кажется ему бесперспективной или просто неинтересной. Eсли есть какие-нибудь увлечения, будь то спорт, видеоигры, искусство, литература, то математика занимает далеко не первое место. А если не хватает времени на любимое увлечение, то заниматься в полную силу уже не получается. Наконец, если ученику трудно даются темы в школе, появляется некоторая подавленность. И периодически эта подавленность усиливается, пока не превращается в непреодолимое препятствие. Тогда ребенок говорит: «Терпеть не могу математику!» Чтобы увлечь ребенка, нужно показать, что изучение математики не напрасная трата времени, она пригодится ему в будущем. Eсли возникают какие-то трудности, то нужно преодолевать их, не допуская накапливания непонимания. Этот путь можно пройти с учителем, репетитором, родителем, а иногда и самому.

Существует ли особая склонность к точным наукам или, наоборот, особая дремучесть, когда математика никак не дается, и что с этим делать?

— Майкл Фелпс с диагнозом дефицита внимания и гиперактивности, 23-кратный олимпийский чемпион по плаванию, имеет 47 размер стопы, непропорциональное тело и размах рук на десять сантиметров больше роста. Он просто рожден для плавания! Поэтому, естественно, разные дети в силу психофизиологических особенностей, по-разному проявляют себя в математике, — говорит Дмитрий. — Задача родителей и состоит в том, чтобы найти, где ребенок будет как рыба в воде. У меня тоже есть трехлетний сын, мы с женой стараемся водить его и на развивающие занятия, и на гимнастику, чтобы он попробовал как можно больше.

— Какие-то дети лучше понимают математику, какие-то хуже. Однако часто ребята теряются в математике лишь потому, что не видят связь между ее явлениями, -считает Александр. — Это может быть вина системы образования, отдельно взятого учителя, самого ребенка. Но гораздо важнее решить проблему. Математика полна аналогий, об этом говорил еще польский математик Стефан Банах. Eсли ты не видишь, как связаны два явления в математике, то это не значит, что они не связаны. А зачастую у учеников эта связь теряется. И ловить, где именно прячется пробел, репетитору бывает нелегко. Поэтому очень полезно интересоваться у ребенка, как идут его дела в школе, и все ли ему понятно.

Часто родители считают, что без репетитора экзамен по математике на хороший балл не сдать, так ли это?

— Представьте, ученик учится в школе на четыре и пять, уверен, что может подготовиться самостоятельно к экзамену, что подкрепляется результатами ОГЭ. И тут за два месяца до экзамена мне звонят родители, оказывается, ребенок по профилю не может даже порог перейти, — приводит пример Дмитрий. — Я понимаю, что ученика подставили грандиозным образом, недосмотрела школа, недосмотрели родители, был прост для него экзамен ОГЭ. А вот про то, что нужно сдавать профильный экзамен по математике, что предполагает углубленное изучение предмета, все и забыли. И то, что ты учишься в физико-математическом классе, никак не помогает, ведь в обычных школах за этим красивым названием стоит только несколько лишних часов, которые тратятся на то, чтобы подольше потоптаться на материале, а не изучать предмет вглубь. Хорошо, если ребенок супермотивированный и умеет работать с информацией. Однако большинству нужен наставник, который составит план работы, даст систематизированную теорию, подготовит задания не с популярного сайта, а с ФИПИ и проконтролирует их выполнение. С другой стороны, все зависит от цели. Что такое хороший балл? Это субъективное понятие, хороший результат тот, который устроит именно тебя и позволит достичь своих целей. Он зависит от начального уровня знаний ученика, количества бюджетных мест в этом году и других факторов. К примеру, три предмета по 65, в сумме 195, это уже поступление на бюджет на некоторые специальности в Тюмени.

— На самом деле репетитор по математике не обязателен, — считает Александр. — Репетитор лишь проводник. Ребенок способен подготовиться и сам, но будет ему безусловно труднее. Eсть много примеров и среди моих знакомых, ученики которых набрали высокий балл на EГЭ по математике и без помощи репетитора. Но то были весьма трудолюбивые дети.

Зачем большинству все эти логарифмы, трехчлены и косинусы?

— Многие специалисты используют некоторые разделы математики в проектировании, статистике, анализе финансово-хозяйственной деятельности, в IT-сфере, при разработке программ, а также в финансовом планировании. Конечно, большинству, возможно, это и не пригодится в жизни, — продолжает Дмитрий. — Но ведь и в школу мы ходим не для этого. Математика развивает мышление, логику, анализ, умение искать решение. Поэтому главное, чему ребенок должен научиться в школе — самостоятельный поиск нужной информации, ее применение в незнакомых ситуациях без посторонней помощи. Eсли помните из «Войны и мира» Толстого — старый князь Болконский учил княжну Марью геометрии, потому что не хотел, чтобы дочь была светской пустышкой, а умела принимать правильные решения в жизни.

Вам не кажется несправедливым, что репетиторы готовят детей, а вся слава в случае успеха достается школьным учителям?

— Ха-ха, это в цель, — смеется Дмитрий. — Недавно мне ученики рассказали такой анекдот. Из близлежащей школы у меня часто по физике занимаются ученики одного и того же учителя. Так вот, когда на учителя жалуются директору и просят его поменять, директор возражает, как же так, у этого преподавателя одни высоко-балльники. А если серьезно, я об этом просто не думаю.

Eсть ли конкуренция среди репетиторов? Или, наоборот, взаимовыручка?

— В соцсетях много сообществ по профессиональным интересам, в том числе и у репетиторов, — утверждает Дмитрий. — Среда там доброжелательная, в основном помогают друг другу, рекомендуют знакомым, конкуренция уважительная.

С какого класса нужно начинать ходить к репетитору?

— Зависит от целей ученика и родителей. Слабым ребятам нужен репетитор, чтобы восполнить школьные пробелы, чтобы ему дали на занятии возможность думать самостоятельно в том режиме, в котором комфортно. Сильным нужно развитие, решать со всеми им не интересно, желание заниматься от этого пропадает, -говорит Дмитрий. — Eсли у ребенка есть способности, конечно, их нужно развивать, для этого нужен наставник, репетитор. Кто-то хочет просто получать хорошие оценки, сдать успешно экзамен. В любом случае с 3-4 класса, если планируете достичь высоких результатов на EГЭ, нужно заниматься с ребенком дополнительно и усиленно. Это может быть профильная сильная школа или же занятия с репетитором.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта