X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Не думай о защите свысока

Региональное отделение общественной организации «Деловая Россия» пригласило экспертов кредитных организаций, страховых компаний, представителей Центрального банка России, УМВД, областной прокуратуры обсудить защиту финансов от мошенников. 12 апреля в конторе пароходства прошла конференция для руководителей малого и среднего бизнеса.

Наверно, каждому и не по разу уже звонили из «банка», «следственного комитета» или «угрозыска». Большинство знает, что на такие звонки не надо отвечать. Либо следует невежливо прервать разговор и занести номер в черный список. Но количество жертв растет, причем пугающими темпами. Активное внедрение в повседневную жизнь онлайн-сервисов, интернет-торговли приводит к пониманию, что это удобство не очень безопасное.

— За минувшую неделю -с 3 по 9 апреля — от рук телефонных и интернет-мошенников пострадало 69 жителей области. Общая сумма похищенных денежных средств превысила 20 миллионов рублей, — рассказал Манолис Терсенов, прокурор отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью. — Наибольшая сумма денежных средств, похищенная у одного человека, составила 6,6 миллиона рублей.

— Социальная инженерия делает рекорды, — так охарактеризовал этот процесс Александр Расковалов, заместитель председателя правления «Стройлесбанка». И привел неутешительную статистику за прошлый год: увеличение кибератак на 21 процент, за год произошла утечка 1,5 млрд персональных записей, касающихся персональных данных и коммерческой тайны, 56 процентов кибератак оказались успешными. Кибермошенники оттачивают профессионализм и усовершенствуют способы обмана.

— Eсли пять лет назад похищали суммы с банковских карт, и они были сравнительно небольшими, то сейчас речь идет о миллионах рублей, — дополнил Вадим Попков, начальник ОБК УМВД России по Тюменской области, — причем граждане сами выдают свои персональные данные, а затем по нескольку дней ходят по банкам и оформляют на свое имя кредиты.

Как рассказал Вадим Юрьевич, жертву мошенники иногда обрабатывают месяцами, входя в доверие. Зачастую звонок происходит с подменного номера, в том числе и через распространенные мессенджеры. Тонкой психологической беседой, приятным и неагрессивным голосом гражданин втягивается сначала в разговор, а затем и в оформление на его имя кредита. Как пример он привел ситуацию, когда три пенсионерки продали свои квартиры, будучи уверенными в том, что это притворные договоры, и все можно вернуть обратно.

Просил быть внимательными и Алексей Нохрин, заместитель начальника отдела безопасности отделения Банка России по Тюменской области. Например, реклама о кредите «от 4,5 процента» не означает, что каждому обратившемуся дадут кредит под такой процент. Получить его может только соответствующий критериям заемщик. Также он заострил внимание на том, что Центральный банк России -это мегарегулятор, а не кредитное учреждение, и с гражданами он вообще не работает, а тем более никого не обзванивает.

Основные колл-центры мошенников расположены за пределами России, а из-за несовершенства законодательства операторы связи не могут оперативно блокировать телефонные звонки, а банки -сомнительные транзакции.

А что же мы? Почему так доверчивы? Основной причиной является слабая осведомленность о современных способах мошенничества и безразличие к доступной информации. В последнее время уязвимости выявлены и на портале госуслуг, но доступ мошенник может получить, только если знает пароль. Мошеннику не составит труда подгрузить справку 2-НДФЛ с сайта ФНС и оформить несколько онлайн-кредитов на имя жертвы.

Как понять, что позвонил мошенник? По торопливой и уверенной речи, использованию специальных терминов, демонстрации осведомленности. Надо насторожиться, если позвонивший торопит с ответом или шантажирует знанием родственных или дружеских связей. Штатные сотрудники банка могут вам задать уточняющие вопросы, только если вы сами обратились в банк. Eсли звонок показался подозрительным, то надо прервать разговор и позвонить в службу поддержки банка или родственнику «в опасности», о котором вам говорили по телефону.

А общие правила безопасности несложные. Например, следить за своими тратами в мобильном приложении, никому не сообщать пароли и ПИН-коды. Использовать антивирусы, в том числе на смартфоне, для оплат в интернет-магазине лучше иметь отдельную карту с суммой для конкретной покупки, не передавать для использования в платежах свою карту, установить пароль на смартфон.

Eсли все же вы пополнили список жертв мошенников, то не надо терять самообладания. Нужно сразу заблокировать карту, позвонить в банк, а лучше заехать и попросить выписку по счету, написать заявление об отказе от последней транзакции. И обязательно сделать заявление в полицию.

На рассмотрение Госдумы 27 марта комитет по финансовому рынку внес законопроект, предлагающий ввести дополнительную обязанность для кредитных и микрофинансовых организаций направлять заемщику уведомление о заключении договора потребкредита или микрозайма через его личный кабинет на портале «Госуслуги». Изменения вносятся в законы «О потребительском кредите (займе)» и «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Законопроект внесен в примерную программу законопроектной работы на май.

Законодатели полагают, что с лета россияне должны сами подумать о своей защите. Для этого будет достаточно самозапрета на кредиты и займы в кредитной истории.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта