Менделеев не бутерброд
Окончание. Начало в N 40.
Рано утром 7 августа 1887 года воздушный шар с Менделеевым поднялся выше облаков. Дело было в подмосковном Клину, с ним должен был подняться пилот-аэронавт Александр Кованько и художник Василий Перов, но намокший от дождя шар не мог поднять даже двоих. Менделеев девять лет назад уже летал на воздушном шаре во Франции, поэтому не колеблясь залез в кабину, выбросил табурет, на котором должен быть сидеть, и шар отвязали. К семи утра наступил полный мрак: началось затмение. Менделеев делал записи в дневнике, определяя температуру, давление, фиксируя цвет, запах окружающей среды и некоторые наблюдения за солнечной короной. Полет продолжался более двух часов, шар пролетел около 100 километров на высоте более 3500 метров. При приземлении оказалось, что канат клапана спуска запутался в оснастке, что представляло серьезную опасность. Менделеев взобрался на борт корзины и, зависая над землей, исправил повреждение. Какое мужество стоять на кромке в резиновых сапогах, пальцами разбирая веревки, пока ветер рвет полы плаща, а волосы и борода закрывают глаза, корзину мотает во все стороны. Приземлился Менделеев между Калязином и Переславлем-Залесским, крестьяне довезли его до Клина, где он сел в поезд до Москвы, где его уже ждали журналисты.
За этот полет ученому вручили медаль Академии аэростатической метеорологии. Даже в здании нашего аэровокзала не отмечен вклад ученого в развитии воздухоплавания.
Большой интерес представляет творческое и деловое содружество Менделеева и адмирала Степана Осиповича Макарова, который был в Тюмени в сентябре 1897 году, прибыл из Тобольска на пароходе «Тобольск». К станции Тура высокого гостя пришли встречать купцы, чиновники и городской голова Мальцев. Инициатива этого путешествия по городам Eнисейск, Красноярск, Томск, Тобольск и Тюмень принадлежала Менделееву, который на пару с Макаровым занимался разработкой маршрута плавания по Северному Ледовитому океану. После приветственных речей адмирала отвезли в дом по улице Подаруевской (ныне Семакова, 1). Встреч у гостя было много, он посетил Жабынский судостроительный завод Игнатова, механический завод Гуллета, кожевенное предприятие братьев Колмогоровых, пообщался с директором Александровского реального училища Иваном Яковлевичем Словцовым и уехал по железной дороге в Петербург.
Немного следует сказать о доме, где пребывал гость, дом очень был красивый на высоком берегу Туры; осыпающийся берег чуть не унес его, но как-то сохранили. Сейчас дом на реставрации и полностью разобран. Очень жаль, что в аннотации к его истории не упоминается Дмитрий Менделеев как соратник Степана Макарова.
Встреча Менделеева и Макарова была судьбоносной: они оказались родственными душами, два больших бородача. У обоих был интерес к Северу, оба сосредоточились на проекте первого полярного ледокола, и Менделеев предложил назвать ледокол именем покорителя Сибири легендарного Eрмака.
В 1899 году ледокол, построенный в Англии, спустили на воду. Дмитрий Иванович в 1902 году просил у правительства разрешения на аренду ледокола, чтобы самому возглавить экспедицию на Северный полюс. Он лелеял большие надежды, что ледокол сумеет пройти Берингов пролив через Северный полюс, но адмирал Макаров предлагал испытать ледокол на окраинах Баренцева и Карского морей. Началась русско-японская война 1904 года, когда Япония потопила многие русские корабли и пришлось задействовать эскадру Балтийского флота. Менделеев опять предлагал отправить ее через Северный полюс. Англичане, союзники Японии, не разрешили проводить корабли через Суэцкий канал, и ее отправили вокруг Африканского континента. Как мы знаем, флотилия была перехвачена японскими кораблями и уничтожена близ островка Цусима. Был бы Северный путь опробован, корабли бы не погибли.
Адмирал Макаров как командующий флотом находился на броненосце «Петропавловск» и погиб, когда броненосец подорвался на мине при выходе в море. Макарову было всего 55 лет, тогда же погиб и художник-баталист Василий Верещагин, приглашенный на судно как художник-корреспондент.
Мечта Менделеева осуществилась, когда в 1977 году атомный ледокол «Арктика» впервые совершил рейс к Северному полюсу и дошел до Берингова пролива.
Что касается ледокола «Eрмак», то детище Макарова и Менделеева надолго пережило своих создателей, спасая тысячи кораблей во льдах, прокладывая им дорогу. В 1963 году его списали на слом.
В Тюмени есть площадь Губкина и копия первой буровой вышки, поставленная в 1998 году архитектором Игорем Литовкой на гранитный пьедестал. Так ни на площади Губкина, ни на почетном знаке нет ни слова о Менделееве, хотя ученый первый выдвинул научную мысль, что за нефтью надо ехать в Сибирь (и оказался прав). Иван Губкин (1871-1939 гг.) работал в основном в южных районах, в частности в Майкопе, затем в Поволжье и на среднем Урале; он был основателем теории органической природы происхождения нефти, а Менделеев придерживался неорганической, одним из аргументов которой является способность нефти к самовозобновлению (что невозможно при органическом характере ее образования). Тюменский профессор Иван Нестеров-младший подтверждает факт, что тюменские залежи нефти не ограничены.
В Тюмени на улице Немцова, 22 есть Менделеев House, десятиэтажный дом с крупным барельефом ученого на стене. Надпись гласит: «Великому ученому от благодарных потомков». В здании находится бизнес-центр со множеством организаций и большим бассейном. Рядом находится ресторан H2O, вот там есть три зала, посвященные жизни и деятельности Менделеева. Это надо видеть. Один стилизован под кабинет ученого, во втором очень много химических приборов и посуды, на стене Периодическая таблица химических элементов в современном варианте, третий зал оснащен моделями ледоколов, воздушного шара, много картин и фотоснимков. Очень здорово. Сейчас там другая кухня, но думаю, интерьер сохранился.
В Восточном округе есть улица Менделеева, и хотелось бы, чтобы, кроме уютных новостроек, там было еще что-то о великом ученом. А еще есть магазин-кулинария «Менделеев» на улице Грибоедова.
Из всего следует, что мало в Тюмени представлены заслуги и важность открытий Д.И. Менделеева, практически ничего нет.
Вот что правда, великий ученый должен быть предметом особой гордости Тюмени, но пока его имя не находит широкого применения в туризме…
***
фото: Дом 14 на улице Пристанской (читайте о нем в первой публикации);Станция Тура, где Менделеев ждал парохода, о чем свидетельствует и табличка.