Больше, чем точка на карте
До середины прошлого столетия Сибирью называли всю территорию, простиравшуюся от Урала до Приморского края. Тюмень как самостоятельный сибирский город укоренился в сознании мировой общественности и того позже, в 1970-х годах, в связи со стремительным развитием нефте- и газодобычи.
Как в мировом информационном поле появилась Тюмень, рассказал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник антропошколы ТюмГУ Дмитрий Нечипорук в лекции «Иностранцы о Сибири».
В письмах иностранных путешественников и торговцев Тюмень долгое время упоминалась только как перевалочный пункт по дороге на Дальний Восток, в Китай или Японию. Больше внимания доставалось Омску, Красноярску, Иркутску. В начале XX века Сибирь все больше привлекала западных инвесторов и предпринимателей, а по окончании Гражданской войны интерес усилился. Продолжая воспринимать этот регион как место ссылки, журналисты все чаще писали о планах советской власти по его развитию. Издания Times-Picayune, Anaconda Standard и Salt Lake Telegram освещали процесс экономического преобразования сибирских территорий и рассказывали читателям о грандиозных планах индустриального освоения. Однако Тюмень в них не упоминалась.
Все изменилось после Второй мировой войны — практически весь Урал, а также Омск, Томск и Красноярск оказались закрыты для иностранцев. В 1960-х годах зарубежным туристам разрешили путешествовать по Сибири на поезде, и одним из городов, открытых для них, была Тюмень. Так наш город выходит из тени соседей и все чаще мелькает в публикациях. Корреспонденты стремились показать новый облик Сибири — места, куда приезжают молодые и инициативные, чтобы построить коммунизм, олицетворением которого были крупные промышленные предприятия и электростанции. В это время внешнему миру становится известно не только о Тюмени, но и о Сургуте и Нижневартовске. Они появлялись на страницах канадской и американской периодики Edmonton Journal, The New York Times и Odessa American. Журналист Макс Франкель после путешествия по нашим краям писал: «Русские хотят мира, у них есть чувство прогресса, они одержимы технологиями, мечтают о комфорте, гостеприимны, осознают внутренние экономические реалии, и им интересно узнать о жизни за рубежом».
После начала промышленного освоения нефтегазовых запасов за Тюменью окончательно закрепился статус ресурсного и промышленного центра. В 1970-х годах в нашей области побывало множество иностранных корреспондентов, рассказавших о достижениях советских ученых в нефтехимической отрасли, а также осветивших жизнь рабочих. В то время наш город посетили такие известные журналисты, как Майкл Парке (The Baltimore Sun), Олив Эллиотт (The Calgary Herald) и Дэвид Шиплер (The New York Times). Наиболее прорывной стала статья Шарлотты Сайковски «Нефтяной бум манит выносливых молодых россиян в Сибирь» для газеты Christian Science Monitor, в которой она формировала положительный образ региона, получившего мощный стимул к развитию благодаря запасам нефти. Темы, которых касалась Сайковски в своих статьях (тяжелые условия труда, хорошие заработки, отсутствие дорог, проблемы с жильем и местами для отдыха, нехватка оборудования и дефицит электроэнергии на месте добычи нефти) в последующем развивались и другими корреспондентами. Тюменская область воспринималась на Западе как наиболее яркий и успешный пример социально-экономического развития советских территорий.
С тех пор в зарубежных СМИ интерес к Тюмени как к экономическому, научному и культурному центру с каждым годом рос все сильнее.