От слова «культура»
«Давай, колобок, весь класс ждет, пока ты добежишь, нам тут до утра стоять неохота».
Я слишком хорошо помню эту фразу, наверно, потому что учительница физкультуры ее сказала мне. Колобок — самое безобидное из ее прозвищ. Ну не любила физкультурница, у которой вся стена в кабинете увешана дипломами и наградами, толстых детей, что поделать. И родителям не пожалуешься, правду ведь говорит. Это мне, восьмикласснице, так казалось.
Сейчас и мое мнение изменилось, и общество наконец узнало слово «буллинг».
— В начале моей педагогической практики был случай, за который мне больше всего стыдно до сих пор. Во время игры в баскетбол тощий мальчишка как-то очень нелепо пытался забросить мяч. Не попал, а я выдал что-то вроде «ну ты, конечно, Майкл Джордан», -вспоминает бывший учитель физкультуры Сергей Сидоров (имя изменено по просьбе собеседника). -А ведь парень просто переживал созревание, резко вытянулся и испытывал проблемы с координацией. Степень своей глупости я осознал, когда увидел, что паренька так стали дразнить буквально все. Мне, молодому учителю, казалось, что я невероятно смешной и таким образом зарабатываю авторитет у ребят. На деле же шуточка от учителя прилипает в сто раз сильнее, чем от сверстников.
Уроки физкультуры — удобный плацдарм для буллинга. Сам факт школьных издевательств, по мнению ряда исследователей, обусловлен тем, что классы формируются по принудительному признаку. В любом кружке, секции или другом детском объединении ребят уравнивают хоть какие-то общие интересы, в школе же конфликт интересов острее. Особенно на физкультуре, так как у детей разный уровень физподготовки.
— В любой методичке физрука написано, что он в первую очередь должен научить выполнять нормативы, — продолжает Сергей. — Но подготовка у всех разная, причем, кто бы что ни говорил, от двух часов урока в неделю, если ребенка дома кормят булочками, спортсменом он не станет. Возьмем ситуацию, в которой мальчик вообще не может подтянуться. За четверть он каждый раз старался и на сдаче нормативов смог подтянуться четыре раза. Для него это достижение. А для учителя это тройка за четверть, потому что по нормативам ну никак не проходит. Представьте разочарование ребенка, который вложил все силы и чего-то добился, но по министерской методичке это пшик в пустоту. А рядом одноклассник, который регулярно занимается спортом и ему эта пятерка за подтягивание — раз плюнуть. Мне не раз доводилось дорисовывать нужные значения в бланке, чтобы хоть четверку за старания поставить.
По мнению бывшего педагога, на физкультуре неприемлемы оценки. Достаточно зачета или незачета. При этом нормативно правильное количество подтягиваний или прыжков через козла детям вообще знать не обязательно. Эти данные нужны учителю, чтобы отслеживать прогресс ребенка.
— Я очень жалею, что нет отметки по прилежанию, — соглашается уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов. — Это очень важно с точки зрения целеустремленности и дисциплинированности. Допустим, ребенок полный: ну не может он прыгнуть метр двадцать, отжаться не может. но с точки зрения прилежания — всегда готов, всегда приходит в форме, готов слушать наставления и упражнения выполнять. По физкультуре должен быть зачет, как и по музыке, и по изо.
— Так как у детей разная степень подготовки, на уроке нужно индивидуально выделить время каждому. Да и лазать по канату всем классом не получится, неизбежно кто-то делает и получает советы, а остальной класс смотрит. И шутит, и издевается от скуки, — рассказывает Сергей Сидоров. — Это не контрольная по математике, где твои ошибки знает только учитель и тетрадь, тут все видят прогресс друг друга, что становится причиной издевательств. Скажу честно, мне не довелось видеть класса, где дети бы образцово друг друга поддерживали. Всегда есть те, над кем шутят. И учитель не всегда может предотвратить это, да даже отследить не всегда просто. А есть учителя, которые провоцируют. Кто своими шуточками, кто безразличием. Вот хороший пример: есть способ деления на две команды, когда берутся два ученика и они по очереди набирают себе игроков. Остаться последним -страшный сон школьника. От таких доисторических схем уже давно пора отказаться, да только все еще есть учителя, которые думают, что это показатель здоровой конкуренции.
Сергей отметил, что посещаемость занятий в пятом и в одиннадцатом классе кардинально разная. Младшие дети активны и еще не разочарованы в занятиях. Головная боль начинается с половым созреванием, причем еще на этапе общих раздевалок. Это все и так стресс для детей, а тут еще и может не получиться прыгнуть через козла.
— Я, с одной стороны, понимаю, почему дети разочаровываются и начинают прогуливать, а с другой -это стало одной из причин моего увольнения. Чувствуется, что детям это не надо, они придумывают нелепые отговорки или откровенно грубят. Поэтому многие учителя недолюбливают пухлых и неспортивных детей — их раздражает то, что они перестают стараться. И двойку-то не поставишь, особенно итоговую, администрация школы тут же обвинит учителя в некомпетентности.
На мой главный вопрос, как искоренить буллинг на физкультуре, Сергей ответил честно, что не знает. Ситуацию может облегчить отказ от системы оценивания, но идеальный мир, в котором дети бы не шутили друг над другом, ему представить сложно.
— Я с учителями физкультуры всегда спорил: у вас урок физической культуры, а не спорта. Вы не можете оценивать, вы же не спортивные арбитры. Вы учителя, которые прививают культуру спортивного поведения и дисциплины, -резюмирует детский омбудсмен Андрей Степанов. — Валентин Андреевич Тронь, руководитель методического объединения, говорил: «Ваше звание учитель! Это миссия, а вы двойки ставите!».