Репетиция для родителей
Кроме того, что Фаузия Тажина — талантливая скрипачка и дирижер, художественный руководитель оркестра «Камерата Сибири», она еще и молодая мама.
— Материнство и руководство оркестром в некотором роде объединяет педагогическая составляющая, -рассуждает Фаузия. — Работать с коллективом — значит быть наставником. У меня был опыт преподавания в Новосибирском колледже искусств. Там многие студенты были из других городов, впервые оставшиеся без надзора родителей. Приходилось быть не только учителем, но и своего рода мамой, помогать адаптироваться и не пуститься во все тяжкие.
В работе с творческими людьми, как и с детьми, неприемлемы избыточные эмоции, их в оркестре и так через край. Добиться результата помогает контроль. Такие же принципы и в материнстве. Доброжелательность — безусловная любовь к своему ребенку, справедливость — способ не разбаловать чадо. Требования у родителей обязательно должны быть. Важно только учитывать возраст ребенка и не требовать невозможного.
— Для меня самое важное -осознавать, что ребенок не продолжение родителя. Любить его, а не себя в нем. Моему сыну три года, но он уже личность. С собственным характером, интересами и желаниями. Например, сейчас мы развиваем с ним речь, и уговорить его заниматься можно только через темы, которые ему интересны. Сейчас у нас период обожания машин, — говорит Тажина. — Мне важно услышать его, а не навязать то, что по чьему-то мнению правильно. Этому я научилась у своей мамы. Мне невероятно повезло, она очень помогает с ребенком. Она для меня пример безусловной любви к детям.
Сейчас сын Фаузии занимается английским, а скоро придет время выбирать другие кружки. В планах родителей отдать ребенка на музыку и спорт. По поводу спорта непреклонен папа, он тоже музыкант, но при этом фанат баскетбола. С сыном они часто играют вместе, всей семьей они часто ходят на матчи, но если в будущем сын решит попробовать другой вид спорта, то родители поддержат любой выбор.
— Нам бы хотелось, чтобы сын занимался музыкой, но навязывать точно не станем. Обычно определить способности к музыке можно по тому, как ребенок подпевает или танцует. Наш сейчас больше танцует. Фоном музыка у нас дома играет редко, но мы часто включаем сыну наши с мужем концертные выступления.
Выбрать направление в музыке можно только методом проб и ошибок. С вокалом чуть труднее, там, по мнению Фаузии, должны быть способности изначально.
— Голос — это инструмент. Безусловно, голос можно и нужно развивать, но если заведомо понятно, что у ребенка этого инструмента нет, то лучше попробовать другие музыкальные направления. С музыкальными инструментами проще, на них при должном старании может научиться играть любой человек. По системе Карла Орфа все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал. Начинать лучше с шумовых инструментов, так как там не нужны специальные навыки. Дальше можно перейти, например, на фортепиано. Eдинственное, я бы не рекомендовала скрипку как первый инструмент — в ней самые сложные именно первые шаги в обучении.
Многое зависит от желания ребенка заниматься, и тут важны слаженные усилия педагога и родителя в том, чтобы заинтересовать ребенка, но не оттолкнуть излишней настойчивостью.
— Выбирать педагога стоит по результатам его учеников, это самый яркий показатель. Сама я планирую присутствовать на занятиях хотя бы первое время и советую делать это всем родителям. Кроме того, что вы увидите, есть ли контакт у педагога и ребенка, вы еще сможете проконтролировать самые важные первые шаги в музыке. Например, постановку рук на инструменте. Eсли первый учитель сделает это неправильно, то переучиться потом будет крайне сложно. И родителю при этом не обязательно быть специалистом в области музыки. Пообщайтесь с мамами, которые действительно интересуются занятиями своих детей и занимаются дома — все они на высоком уровне начинают разбираться в вопросе. Это некое домашнее задание для родителей.
***
фото: Фаузия Тажина с сыном.