Зоопарк, кинозал и не только в одном дворе
Проходя по Семейному скверу в Восточном микрорайоне, услышала разговор двух мужчин:
— Ты давно видел, как дети по деревьям лазают?
— Давно.
Да и к чему сегодняшней детворе забираться на деревья? Детские площадки позволяют реализовываться в ползании, лазании, прыгании на разнообразных сооружениях без ущерба. Я горько плакала, когда в детстве порвала почти новое платье, неудачно слезая с дерева. А что делать, когда на единственные во дворе качели выстраивалась очередь из желающих?
Или, чтобы сыграть в настольный теннис, выходили с подружками в восемь утра, пока большие мальчишки нас не выгоняли. Была еще песочница с сухим рассыпающимся песком. Из него даже пирожное не слепишь. Оттого событием был привоз огромной горы влажного песка. Тогда площадка превращалась в песочный город с замками, подземными тоннелями, башенками.
Тем не менее заняться было чем. Любое дворовое приспособление шло в ход. Выступ под балконом в палисаднике из акаций — как театральная сцена. Лестница подъезда — для игры в «съедобное-несъедобное». Угадал — на ступеньку вниз, на шаг ближе к победе. Металлическое сооружение для выбивания пыли из ковров -для волейбола. И даже кусты сирени использовались в игре — для пряток. Ведущему всего лишь требовалось угадать, кто из ребятни в каком кусте спрятался. Не угадал -дальше водит. А перила вдоль подъездной лестницы — как горка.
Но в нашем дворе была и самая настоящая горка. Важнее всего была ее заливка. Гора представляла собой земляную насыпь метра три в самой высокой точке. Наша горка была мечтой ребятни из соседских дворов, и мы защищали ее от их набегов. Как только устанавливалась зимняя погода, ребятня неслась с ведрами заливать горку. Безведерные советовали: «Длиннее, длиннее лейте». И вот горка — центр притяжения. Вместо современных ледянок и ватрушек — фанерные, как мы их называли, картонки, которыми дорожили как сокровищем: где их сыщешь. Смельчаки скатывались по ледяной дорожке с горы на коньках.
А за горкой был мини-зоопарк. Дело в том, что по соседству на улице Республики, 147 располагался научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии. НИИ занимался и занимается по сей день научными исследованиями в области эпидемиологии, иммунологии инфекционных и паразитарных болезней.
Двухметровый деревянный забор вокруг института преградой для нас не был. Лазеек в заборе было предостаточно. А там морские свинки, белые мышки, крысы институтских лабораторий за оконным стеклом. Смотри, сколько влезет, и бесплатно. Из птиц обитали гуси. Их вовсе можно было наблюдать из окошка собственной квартиры, когда гусиное стадо выводили погулять. Впервые попавшие в наш двор, озираясь, не понимали, откуда в центре Тюмени гусиное «гага-га». А еще пара баранов. И гуси, и бараны периодически выбегали из ворот НИИ к нам во двор.
Мини-зоопарк хоть и был бесплатным, но при этом не всегда безопасным для посетителей. В любой момент мог появиться сторож и разогнать нас. Бывало, ловил неудачно пробравшегося и отводил в здание НИИ для нравоучительной беседы, как плохо лазать через забор на закрытую территорию.
В морозные дни (ныне актированные) дворовая ребятня большей частью проводила время в подъезде. Лестничная клетка, состоявшая из четырех квартир и довольно длинного коридора, почти позволяла заменить дворовую площадку. Чтобы не сердить некоторых не всегда благосклонных к беготне и шуму соседей, мы частенько превращали коридор в кинотеатр. Мой проектор для диафильмов через удлинитель включали в розетку в квартире. На лестничной площадке выключался свет, стена становилась большим экраном, выбирался чтец, и на выбор: «Дюймовочка», «Храбрый портняжка», русские народные сказки. Спор среди зрителей, что посмотреть, часто затягивался. Но договаривались, и сеанс начинался. Прерывался показ лишь случайно заехавшим на лифте жильцом в наш импровизированный кинотеатр.
…И никакой зависти к горкам по ГОСТу.