X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Мам, я в школу не пойду!

«Чего он ко мне привязался? Я ведь ничего ему не сделал!..» К сожалению, с такими жалобами и в слезах дети все чаще возвращаются из школы.

С буллингом (или, проще говоря, травлей) сталкиваются сегодня многие ученики, начиная даже с первого класса. А если одноклассники объединяются и начинают преследовать жертву сообща, то ребенку и вовсе становится невмоготу.

Психолог областной общественной организации многодетных семей «Радость» Наталья Иванова нередко консультирует родителей, чьи дети пострадали от травли (она предпочитает именно это определение). Часто это бывает связано с переездом и, соответственно, переводом детей в другие школы.

— Родители порой жалуются на безуспешные попытки решить вопрос в родительском чате и на получаемую реакцию: наши дети хорошие, а вы сами виноваты, -рассказывает психолог.

Сталкивалась Наталья и с замалчиванием со стороны учителей и классных руководителей. К большому сожалению, они порой склонны отрицать факты, чтобы не портить репутацию класса. А иногда уверяют, что ребенок все выдумал.

Социальные педагоги также, увы, не всегда занимают адекватную позицию и говорят, что «это дети из неблагополучных семей, и надо привыкать жить в непростом мире». То есть отказываются понимать, что именно со школьных лет ребенку нужно учиться защищать чувство собственного достоинства, а не проникаться психологией жертвы.

— Проблемы с защитой и оказанием помощи ребенку, — добавляет Наталья, — часто бывают у тех, кто сам не чувствовал защиты и опоры от своих родителей. Вспомните, получали ли вы ее в детстве или были воспитаны на принципах «ты сильная, ты сама разберешься»? Eсли это так, то очень рекомендую разобраться с этой деструктивной установкой: ребенок имеет право на психологическую помощь, поддержку и защиту родителей, имеет право знать, что есть взрослое плечо, на которое можно опереться. «Я сочувствую, я с тобой, если у тебя не получается, то мы решим эту проблему вместе, давай вместе учиться давать отпор». То есть, когда вы, взрослый человек, заступаетесь за ребенка-школьника, которого травят, — вы правы, кто бы что ни говорил.

Проблема буллинга в школе служит индикатором и того, что в семейном кругу мнение ребенка недостаточно уважают, и он привык к пренебрежительному отношению. Когда одноклассники начинают к нему относиться плохо, он не способен дать словесный отпор вовремя (ведь вроде ничего особенного не происходит, с ним и дома обращаются практически так же), а молчаливое согласие на пренебрежительное обращение постепенно провоцирует в травлю.

Психолог подчеркивает, что ребенок должен уметь говорить «нет», «со мной так нельзя», «я не разрешаю так с собой разговаривать». Eсли такое умение делает детей неудобными, и в семье такие высказывания запрещены, то есть смысл задуматься о чрезмерно авторитарном стиле воспитания.

Порой в семьях приняты унизительные шутки и насмешки над детьми, хотя ребенку они не нравятся. В беседе с психологом такие школьники рассказывают, что пытались сказать маме или папе, что их подшучивания и высмеивания очень обидны, но толку не было… Они махнули рукой, хотя чувство обиды никуда не делось. Возведение в ранг социально приемлемой нормы оскорбительных шуток также может спровоцировать травлю: ребенок много раз просил родителей так не делать, но в конце концов привык и опять же не может вовремя дать отпор одноклассникам. Фразу «мне неприятно, когда надо мной так шутят» ребенок тоже должен уметь говорить, а родители слышать и принимать к сведению, закрепляя тем самым в растущем человеке уважение к себе как к личности.

С точки зрения психологии, отличной профилактикой буллинга является воспитание дружелюбности, открытости, контактности и вместе с тем чувства собственного достоинства и умения высказывать свое мнение сразу, не дожидаясь, когда отношения с одноклассниками достигнут критической отметки. Ну а если это все-таки случилось, то нужна защита и поддержка.

Конечно, нельзя не упомянуть и про правовой аспект проблемы. Как крайний, но все-таки метод решения проблемы.

Травящие одноклассники вполне подходят для постановки их семей как неблагополучных на учет инспекторами подразделения по делам несовершеннолетних. Умышленная травля — это склонность несовершеннолетних к преступлениям против личности, а воровство из рюкзака жертвы буллинга (что порой встречается) — тоже не просто шалость, а склонность к мелким хищениям. К примеру, если такое мелкое хищение совершено подростком в супермаркете, то церемониться с ним не будет никто, сразу вызовут полицию. Так что написать заявление в правоохранительные органы родитель имеет полное право.

Что касается педагогов, не замечающих или замалчивающих травлю, то с этим тоже нужно бороться. Наталья рекомендует сначала, конечно, поговорить с учителем -ситуации бывают разные. Eсли ничего не изменится, идти к директору, чтобы он повлиял на подчиненную. Eсли и это не поможет, то имеет смысл писать в департамент образования об умышленном сговоре и замалчивании существующего в школе правонарушения против чести и достоинства личности.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта