Кто-кто в теремочке живет?
Областной конкурс «Мир! Человек! Мечта!» отмечает 15-летие. За эти годы на сцене центра эстетического воспитания детей «В доме Буркова» тысячи детей открыли талант и к художественному чтению, и к театру.
Eжегодно одной из самых массовых номинаций неизменно становится «театр малых форм», в которой участвуют театральные коллективы с детьми от трех лет. Для дошкольников работа на большой сцене и с микрофоном — немалый стресс, а зал особняка прекрасно подходит для пробы пера.
В юбилейный год в этой номинации выступают 346 детей, в том числе три коллектива, где есть дети-инвалиды с нарушениями речи. Режиссеры при работе с дошкольниками отдают предпочтения русским народным сказкам. В репертуаре «Теремок», «Курочка Ряба», «Двенадцать месяцев» и другие знакомые произведения.
У взрослых театров все серьезнее. Там режиссеры берутся за постановки по стихам Виктора Лунина, Льюиса Трондхейма, а один коллектив замахнулся на театральную версию «Eжика в тумане».
Конечно, спектакли с участием трехлетних актеров скорее не к театру имеют отношение, а к педагогике. Театральное искусство -прекрасный плацдарм для работы с речью, пластикой, умением вести себя на публике. Само выступление уже маленькая победа.
— Лучший показатель для нас -видеть их свободу и удовольствие, с которым они выходят на сцену. Это, безусловно, заслуга педагогов, которые увлечены работой, готовы выходить за рамки предложенного, — считает член жюри конкурса, заслуженная артистка Республики Коми Eлена Самохина. — На этом этапе их хочется поощрить, чтобы у них и дальше было желание расти и выступать.
Для жюри вообще судить дошкольные коллективы — задача крайне сложная. Дети в этом возрасте очаровательны… После небольшого перерыва выступит другой коллектив, с не менее очаровательными актерами. И для жюри настанет момент распределения призовых мест, когда детей неизменно придется сравнивать между собой.
На мой вопрос, с какого возраста актерское мастерство можно оценивать строго, председатель жюри Владимир Орел пошутил, что лет с пятидесяти, и то только для профессиональных артистов.
— Мы смотрим, насколько дети свободно себя чувствуют, есть ли зажимы, насколько они понимают, о чем они говорят со сцены, — рассказывает Владимир Орел. — Это ведь такой возраст, когда каждое выступление неповторимо. В следующем году они придут уже совсем другими, и то, как они выступили сегодня, поможет в будущем понять, над чем работать.
Для воспитателей и режиссеров тем временем самое главное — чтобы дети хотя бы не испугались сцены. Нельзя не отметить того, с каким доверием после каждой реплики юные артисты оборачиваются на музыкального руководителя за одобрительным кивком. Но сколько ни репетируй, а больше всего западает в душу импровизация. Вот, например, группа «Розочки» из детского сада N 3 показывает «Теремок», а у девочки в роли зайчихи упорно не хотят держаться на голове уши. Однако она не растерялась и показательным движением так натянула шапку, что уши перекрыли глаза. И именно этот момент запал зрителям в душу больше других, жюри так и вовсе эту девочку отметили похвалой дважды.
Дальше свой спектакль «Двенадцать месяцев» показывала группа «Василек» из того же детского сада. Тут уже ребятам по пять-шесть лет, выступают они не первый год. Удивить зрителей им удалось шикарными костюмами и тем, что абсолютно все 24 участника спектакля говорят без запинки.
— За костюмы стоит благодарить родителей, — рассказывает музыкальный руководитель Надежда Бабкина, -в этой группе вообще 35 детей и все активно принимают участие в постановках. Не так-то просто подобрать сказку, где такое количество действующих лиц! Занимаемся мы стабильно три раза в неделю, и то, что зрители отметили речь ребят, безусловно, наша гордость, ведь так было не всегда, а у нескольких ребят и вовсе есть нарушения речи. В каждый спектакль мы вкладываем душу, хотя, конечно, полноценным театром это не назвать, это способ развивать детей творческими средствами. Но кто сказал, что с этой базой из них не вырастут будущие театральные звезды?
***
фото: Сцена из спектакля «Двенадцать месяцев».