Пропевают по-мужски
Коридор детской школы искусств имени Знаменского заполонили мальчишки ансамбли, хоры и сольные певцы — в субботу здесь проходил седьмой конкурс «Мужское певческое братство».
Пока одни выступают на сцене, другие ждут за дверью. Ансамбли в отличие от хоров выступают на сцене без дирижера — сами следят за ритмом, отстукивая его ногой, сами снимают и четко пропевают слова, выделяя окончания. Солисты после выступления жмут друг другу руки, передавая эстафету.
— Несмотря на то, что в стране мальчишескому пению непросто, мы видим много увлеченных мальчиков и юношей: тех, кто занимается в детских школах искусств, и кадетов, -говорит Виктор Хапров, председатель жюри, руководитель театрально-концертного управления и международных связей Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, хормейстер. -Меня самого в семь лет отдали на обучение в Ленинградское хоровое училище имени Глинки — та хоровая школа, где учились только мальчики, там развивалось мое мальчишеское пение, а потом уже и мужское.
— На что обращаете внимание в первую очередь?
— Пение ансамблем и соло -два разных жанра. В сольном исполнении обращаем внимание на артистичность, яркость исполнения, на то, как исполнитель ведет фразу, насколько эта фраза музыкальна. А в пении ансамблем -ощущение слияния голосов, без пестроты. В особенности когда начинается многоголосие — это и интонационная точность, и одновременность произнесения слов. Eсли все сделано верно, тогда это можно назвать осмысленным пением, или умным пением: какой бы красивый ни был тембр, без понимания произведения умного пения не получится, — объясняет Виктор Александрович.
— Ломка голоса на пение влияет?
— Eсли формально указано, что у парня период после ломки голоса, но нам прекрасно слышно, что голос еще не устоялся — тогда оценивать труднее — конечно, мы делаем на это скидку. Eсли в голосе еще слышны верхние нотки, однако сам парень или его педагог пытаются из тенора сделать бас, ситуацию можно исправить сменой тональности — на тон или полтора тона произведение поднять.
— Бывает, что юноша пел, голос сломался, и он больше петь не смог?
— Eсли талант есть, то голос сохраняется: из дисканта юноша вырастает, например, в баритон. Конечно, если не случается трагедии. Голос может меняться долго, пока юноша полностью не сформируется, до тридцати лет. Редко такое бывает, когда после мутации стал басом по щелчку пальца. Однажды ко мне студент четвертого курса подошел — мы его готовили на роль Германа в «Пиковой даме», а он мне сообщил, что он больше не тенор, из него решили сделать баритон.
— А картавость на исполнение влияет?
— Картавость — это к логопеду, на оценку жюри мы это не выносим — ребят нужно поддерживать, чтобы было желание учиться.
***
фото: Даниил Черкашин исполнил на конкурсе народную песню «Эй, ухнем». Данил учится в школе «Лира» у педагога Юлии Головачевой.