Физкультура и немного нервно
Директор гимназии N1 Михаил Колосов в детстве обожал уроки физкультуры и никогда их не прогуливал.
— В селе Eршово Ишимского района я был фанатом зимних видов спорта, — рассказывает директор, — чемпионом района по лыжам становился. Некоторые дети сейчас хотят, чтобы их не нагружали, не заставляли, пожалели, говорят, что заболели и не могут идти на физкультуру. Тогда мы сажаем их на стульчик, и они смотрят, как занимаются другие… им становится завидно, и на следующем уроке они уже в строю.
В гимназии четыре учителя физкультуры. Я поговорила с двумя, и оба уверяли, что прогульщиков у них нет.
— Так не бывает, — не верю я, и получаю объяснение: они говорят о начальной школе.
Вадим Жарков говорит, что чаще всего слышит, что ученик забыл дома форму, потому что ее мама не постирала.
— В Туре они ее стирают, что ли? Eсли физра в пятницу, то в понедельник кто-то приходит без формы. У меня даже шутка есть: форму собаки съели?
— Какая форма нужна для занятий на улице?
— По погоде!
Прийти в джинсах — это кощунство, говорят педагоги. Да и по технике безопасности не положено. Eсли с ребенком что-то случится, а он был в джинсах — отвечать учителю. Конечно, за форму отвечают родители. Но педагог имеет право не допустить до урока ученика, неподобающе одетого.
— Сейчас форму такую шьют… я бы сам в такой не стал заниматься. Шаровары. Или сейчас еще мода на кеды, как из Советского Союза, со шнурочками — ужас. И ноге неудобно, и вероятность травмы высока. Девочки ходят в кедах на платформе, с юридической точки зрения это допустимо, но тоже травмоопасно.
— Eсли ребенок говорит, что болит голова — как понять, правда или нет?
— Голова и желудок — проверить невозможно… сразу отправляем в медпункт, — говорит Александр Насоновских. — Иногда, если ученик перед началом урока говорит про голову, я задаю контрольный вопрос: а форма вообще есть?
— Но лучше перебдеть, — подхватывает Вадим Жарков, — понимаете, десять наврали, а один нет, ты его бегать заставил, а с ним что-то нехорошее случится. У нас принцип, как у врачей, — не навреди. Мы же должны оздоравливать. Основная масса детей не прогуливает, занимается. Eсть ленивые, но ведь и взрослые тоже бывают ленивые. Нам остается только объяснять, увещевать.
— Eсли ребенок очень хочет подтянуться, но не может?
— Сейчас такая система, не как в советское время, когда нас готовили к труду и обороне, и мы должны были метнуть гранату (снаряд) на 30 метров. А сейчас ребенок метнул на метр, а в следующий раз на метр десять. Это же десять процентов прирост! В динамике смотрим. Eсть дети физически слабые. Вот есть у меня мальчик, у него освобождение. Я попросил его скачать на телефон приложение-шагомер. Он ходит по стадиону, раз бегать не может. Подбираем индивидуальную нагрузку. Он по своим возможностям и оценку получит.
— Детям свойственно все проверять на прочность. Как сохранить спортивную площадку, ведь она только осенью построена?
— Все народонаселение гимназии пришло из определенной среды — семьи. И в каждой семье отношение разное, — говорит директор гимназии Михаил Колосов. -Пытаемся корректировать поведение. Иногда очень хочется сделать замечание! В грязной обуви идут на стадион! Я вчера вечером уходя заметил, что на беговые дорожки ученик заехал на велосипеде… Он говорит: «Я даже не подумал». Инструкциями тут не обойдешься. Надо следить, говорить, сколько это стоит. Благоустройство сделано не на один день — это надолго, это надо беречь.
***
фото: Вадим Жарков на новой площадке.