Асфальт и воздух-провода
Помните фильм 1963 года «Первый троллейбус»? Он о водительнице троллейбуса, прекрасное романтическое черно-белое кино в духе итальянского неореализма. О том, как человек выбирает то, что ему по сердцу. Каково было мое удивление узнать, что водители тюменских троллейбусов считают, что этот фильм практически о них.
…Сколько лет троллейбусный парк Тюмени закрыт, а бывшие водители общаются, встречаются, переписываются.
Eлена Белявская, бывший водитель троллейбуса, сейчас живет в Беларуси. Она говорит, что профессия сложная. Хотя существует стереотип, что «села и поехала».
— Кто прошел троллейбусный парк, тому ничего не страшно, — говорит Eлена. — Это большая ответственность — возить тысячи людей. Серьезная работа, но и любимая. Я в восторге от нашей профессии. Это лучшая работа в мире.
На рейсах всякие ситуации бывали: и жизни спасали, и пожары тушили.
— Помню, откачивала бабушку, -рассказывает Eлена. — Она глаза открывает, я говорю, лежите, не шевелитесь, сейчас скорая приедет. Она: «Спасибо тебе, моя милая». Такой божий одуванчик, и глаза как небо. Каждый год мы сдавали правила дорожного движения, правила технической эксплуатации. Изучали медпомощь. Eсли случались серьезные аварийные ситуации, у нас проводили собрание -разбор полетов.
Eлена вспоминает, как однажды собралась поститься и пришла за благословением к батюшке. А батюшка, узнав, что Eлена водит троллейбус, поститься запретил: «Нет, тебе пост держать нельзя, за тобой столько людей. Не дай бог плохо станет».
— Думали о людях. Порой пассажиры ездили в долг, когда не вы -плачивали зарплату, — продолжает Eлена Белявская. — Помню, у меня две женщины ездили два месяца бесплатно. Я про них и забыла, но однажды они пришли и поставили передо мной два мешка мелочи, а мне неудобно брать… Когда парк закрыли, было тяжело.
Троллейбусы — транспорт недорогой и экологичный, во многих городах троллейбусная сеть благополучно развивается. Почему в Тюмени от нее решили отказаться, Eлена не очень понимает.
— Конечно, наш город тесный, сколько раз мы маршруты перестраивали. Затем подвижной состав перестали обновлять, уже тогда был упор на коммерческий транспорт.
Растащили весь парк, контактную сеть поснимали, это же медь, дорого, — огорчается Eлена.
…Галина Боева, пенсионерка, на троллейбусе работала с 1983 года. Коллеги называли Галину Петровну не иначе как «звезда наша, всегда с юмором».
Стала водителем Галина Петровна случайно. Приехала в Тюмень, увидела объявление, что принимают на курсы.
— Eсли бы троллейбусный парк не расформировали, всю жизнь бы там работала. Я любила свою работу, не то что любила, а обожала. Утром особенно, когда едешь, тихо, на улице никого нет, дорогу еще полили недавно. Знаете, как в старые советские времена — едешь, свежий воздух. Здорово. Я не жалела никогда, что отдала 28 лет этому предприятию.
Во времена Галины Петровны в парке работало поровну мужчин и женщин.
— Воспринимали нормально, всегда считалось, что женщина — водитель троллейбуса — это нормально. В то время были разные маршруты, куда скажут, туда и ехали, — рассказывает Галина Петровна. — А потом с 1986 года по бригадам система разделилась, и каждая бригада по своему маршруту ездила.
Маршрут Галины Петровны начинался у завода медоборудования.
— Где сейчас остановки, стоял вагончик, там у нас был диспетчер. Центральный диспетчер из троллейбусного парка выпускал, а все остальное регулировали диспетчеры у завода медоборудования. Тогда на линию выходило до пятидесяти троллейбусов.
Она понимает, почему город отказался от троллейбусного транспорта.
— Троллейбусы неповоротливые… У нас же две дороги — асфальт и воздух-провода. И нужен определенный радиус для маневра, чтобы аккуратно проехать. Кому-то мы мешали. Хоть и экологически чистый и к тому же бесшумный транспорт. Сейчас автобусы так гудят.
Галина Петровна вспоминает такую деталь водительской экипировки, как перчатки.
— Когда шел дождь, рекомендовано было их надевать, потому что действительно были такие случаи, что могло щипнуть хорошо. Перчатки спасали, а когда сухо, током никогда не било. Правда, однажды от скачка напряжения кабина загорелась, я испугалась, -рассказывает Боева. -Думаю, сейчас троллейбус у меня сгорит, на чем я работать буду — не о том думаю, что тушить надо. Ничего страшного, штанги отсоединили, чтобы подачи тока не было. Потушили.
Особенно тепло водитель отзывается о коллективе: «У нас, как Варум поет, и встречали, и навеки провожали всем двором. Очень дружный был коллектив, четыреста с лишним человек».
Когда троллейбусный парк закрыли, государство дало водителям возможность бесплатно пройти обучение на другую водительскую категорию.
— Вы знаете, я два года поработала на автобусе за рулем — это небо и земля. Сейчас движение стало лучше — расширили улицы и полосу выделили. Eсли вернуть троллейбусы, нам гораздо легче было бы сейчас, — считает Галина Петровна. — А потом я одиннадцать лет отработала кондуктором, и теперь по-другому смотрю на работу водителя. Но я всегда была и буду водителем. В душе. Я бы вернулась, ничего не надо, только дайте поработать на троллейбусе.
***
фото: Елена Белявская с моделью ЗиУ-9.