Завидная легкость наброска
Живи набело, советуют гуру популярной психологии. Кажется, художник, чья выставка проходит в центральной городской библиотеке, не прислушивается к ним.
На выставке «Дорога любви» более 30 работ из мастерской Юрия Юдина. И значительную долю из представленных занимают эскизы, которые выглядят как законченные творения. Отбирала работы доктор искусствоведения Наталья Сезева, и здесь есть и старые, и новые. Например, цветные монотипии, которые сейчас Юрий Юдин не делает.
— Выставка случайная, но тем не менее в ней есть изюминка, -считает искусствовед Татьяна Сергейчук. — Юрий Дмитриевич буквально единственный на сегодняшний день художник, который обращается к теме мифологических и библейских сюжетов. Они трансформируются, художник ищет новые образы. Он работает и с портретом, и пейзажем, и со сложными тематическими композициями.
Людмилу Козлову, члена Союза художников, художника-керамиста, привлекает цвет в работах мастера.
— Любимая работа — «Голубое путешествие» 2001 года, здесь мой любимый цвет кобальт и по композиции работа нравится, — говорит Людмила Козлова. — Все произведения Юдина буквально окутаны нежностью. Женщины его — Флоры -совершенно удивительные. Eще меня привлекли его графические работы — сколько эскизов он рисует, прежде чем приступить к работе! Так и каждый художник. Но у него они просто сами как произведение искусства.
Художник сейчас пишет пейзажи с натуры, работает на Андреевском озере. «Там же музей археологический, очень красивые места, — рассказывает Юрий Дмитриевич. — А еще в Псков выезжали, под Питер. Природа вдохновляет. Сейчас пишу пейзажи в основном дымчатые. Библейская тема, конечно, важна. Все художники во все времена обращались к ней. «Похищение Eвропы» — самая любимая тема во все времена».
Живопись Юдина тонкая, с кудрявинкой, и метафоричная, на любителя. Хотя колористические решения производят колоссальное впечатление на всех — как будто взрыв цвета — кобальт и лимонная, светящаяся серия. На одной «желтой» монотипии «Из детства. Пасха» цвет верхней части «неба» — густой яичный, теплый, даже не сразу разглядишь, что плотная ткань заполнена тончайшими прожилками рисунка — это склонившиеся лица, которые смотрят на землю. Кто это — ангелы, боги, воспоминания из детства? По крайней мере, космическое ощущение от картины создается — люди здесь творят мир. Посередине огромное белое яйцо — символ, яйцо — солнце, мироздание. А под ним деревенька, мрачная, обыкновенная, где местами разбросаны маленькие красочные яйца. Этот контраст светящегося верхнего желтого мира и нижнего настолько велик, что, кажется, обыденность играет красками только тогда, когда на нее смотрит любящий человек или художник. Тогда она преображается, и эти мрачные мертвые деревеньки взрываются солнцем, яичным сиянием.
Когда я смотрю на эскизы, наброски, композиции Юдина к библейским и мифологическим циклам -мне кажется, что они идеальны. Лаконичны: что-то от Нади Рушевой, что-то от Пикассо и много от Юдина. Легкость и неперегруженность. Кажется, черновики важнее. Так нас учит жизнь — по крайней мере, не выводить их из игры.
Ловкая танцующая линия вырисовывает изгибы тел — на листе появляются, как будто по воле бога, Леда и Лебедь.
Кстати, случайность как проявление жизни вмешалась и в саму структуру выставки — по задумке организатора Натальи Сезевой должны были принести цветы из цветочного магазина. Но то ли курьеры не смогли найти вход, то ли возникла другая причина. Процитируем песню Джона Леннона -«жизнь — это то, что происходит с тобой, пока ты строишь другие планы». И да, иногда черновики, эскизы оказываются тем самым законченным творением.
Персональную выставку Юрия Юдина «Дорога любви» можно посетить до 18 июня.
***
фото: Юрий Юдин;«Из детства. Пасха», 2000 год, бумага, монотипия;Из серии «Флоры», 2004 год, бумага, монотипия.