Жизнь гобоиста, полная тростей
В 2017 году из группы гобоев Тюменского филармонического оркестра уволились два артиста из трех, включая концертмейстера. Конкурс на место концертмейстера выиграл гражданин Монголии Гомбо Ганбаатар, выпускник Санкт-Петербургской консерватории.
— Я заканчивал пятый класс в обычной школе в Улан-Баторе, родители хотели отдать меня в музыкальную школу учиться играть на народных инструментах, — рассказывает Гомбо Ганбаатар, — но мест там совсем не было, осталось только одно место на тромбон, и я поступил в класс тромбона. Через пару месяцев я перешел на гобой. Хотя каждый год обычно берут троих, я стал четвертым: мой педагог Гончиг Ширчинбаатар выбрал меня в обход правил.
— Санкт-Петербург в вашей биографии возник не случайно?
— В восьмом или девятом классе я приезжал на конкурс в Красноярск. По-моему, он назывался «Надежда». Я занял первое место, получил приз зрительских симпатий. Там был представитель жюри из Санкт-Петербурга, он говорил с моим педагогом, что у них будут вступительные экзамены и, если мы хотим, можем приехать на прослушивание. Мы решили поехать.
— Не скучно в Тюмени после Санкт-Петербурга?
— Хорошо здесь. Солнце каждый день практически, а в Питере солнца нет.
— А если Тюмень сравнивать с Иркутском, где вы работали по окончании консерватории?
— В Иркутске современных районов мало. Тюмень — современная, активная, спокойная.
— У вас уже появилось любимое место в городе?
— Все парки, наверное. Я живу рядом с Гилевской рощей. Туда частенько семьей ходим на выходных.
— Где вы с женой познакомились?
— В Иркутске. Она там училась, я в филармонии работал. Закончила музыкальную школу по классу пианино. Сейчас она индивидуальный предприниматель. А все мои родные — братья, сестры, мама — в Монголии.
— Вы бы хотели уехать из Тюмени?
— Пока не хочу уезжать.
— Что любите, кроме музыки? Может, спорт, сериалы, литературу?
— Раньше много чем занимался, пока ребенок не родился. Любил поиграть в компьютерные игры и на PlayStation. Eще увлекаюсь футболом, но сейчас почти не играю, времени нет.
— Какие обязанности у концертмейстера группы гобоев?
— Главная обязанность — чтобы к репетициям моя группа была готова. Вся программа выучена, все в ноты попадают.
— А не главная?
— Вне работы у нас, гобоистов, есть вторая профессия — это строгание трости. Без трости мы ничего не можем. Сейчас домой приеду — сяду точить трость. А еще с ребенком гуляю.
— Читала про трости, но, честно говоря, думала, что это преувеличение.
— Трости мы всегда точим сами. Приезжаешь домой — точишь трость, к концерту готовишься. Не знаешь, когда трость перестанет играть, сломается, всегда должен быть запас. Сегодня трость может хорошо играть, а завтра уже плохо. И тогда не на чем играть. На гастролях сложно, потому что климат меняется, там может быть влажно.
— Из какой древесины можно выточить трость?
— Из камыша делаем пластинки, из пластинки трость. Очень долго. Жизнь гобоиста — это очень много дел с тростями каждый день.
— Слышала о проблемах с трубками — что они часто трескаются.
— Да, из-за перепада температур. Представь, холодный инструмент — сразу в теплое место. Начинаешь играть, греть — он трескается. Eсли из теплого места выйти на улицу, тоже плохо, треснет. У меня филармонический гобой трескался, но мы его уже отправили на ремонт.
— Где ремонтируют гобои?
— В музыкальных ателье.
— На чем еще умеете играть?
— На гитаре могу аккорды сыграть. На блок-флейте — они родственные с гобоем. Дети сначала начинают играть на блок-флейте, а потом уже на гобое. Я сразу на гобой пошел, потому что у нас в Монголии в музыкальную школу с пятого класса берут. А в пятом ты уже можешь начать играть на гобое. До этого детский организм не может, поэтому играют на блок-флейте. На ней намного легче ставить дыхание и пальцы.
— Eсть какие-то инструменты, игре на которых вы хотели бы научиться?
— Хотел бы на виолончели играть. Мне нравится и тембр ее, и звук.
— Что бы вы сказали человеку, не умеющему отличить гобой от фагота?
— Ну это обычный человек. Не знаю, что ему сказать. Только пожелать больше интересоваться музыкальными инструментами.
— Как будет гобой по-монгольски?
— Бишкур (бишгуур). Раньше его делали без клапана, сейчас начали маленькие добавлять, чтобы разную музыку играть. Перевели на монгольский. У нас есть старый алфавит, который пишется сверху вниз. Но давно перешли на кириллицу, у нас 35 букв. У нас отличается алфавит, есть две буквы, которых нет в русском — <Y> и <O>.
— Сколько у вас было гобоев?
— Гобой очень дорогой инструмент. Свой я продал, сейчас играю на филармоническом
— Я читала, что по ноте ля первой октавы, исполняемой гобоем, настраивается весь оркестр.
— Это правда. Частота ноты ля на гобое 442 герца, по ней настраивается оркестр. Eсть ля 440 герц, международный стандарт, она звучит чуть ниже.
— Гобой не бывает расстроенным?
— Eсли плохая трость, гобой расстраивается, а вместе с ним расстраивается и гобоист. Когда хорошая трость, инструмент поет, и ты самый счастливый человек в этом оркестре, а то и в мире.
— Лучшее, что может случиться с деревом — это стать гобоем?
— Конечно, гобоем. Но из дерева делают еще и кларнеты, фаготы… Все лучше, чем столом.
***
фото: Гомбо Ганбаатар.;Набор тростей для гобоя