Состарившийся, полный воспоминаний
Вокруг трехэтажной сталинки с номером 12а на улице Мориса Тореза, признанной аварийной, одну за другой сносили деревяшки. Обширный частный сектор все редел, заменяясь высотками. В апреле рядом спилили деревья и расчистили площадку. И жильцы забеспокоились -вдруг снос не за горами?
Собрание жильцов еще не проводилось, и никаких сообщений они пока не получали. Хотя еще 21 апреля глава города Руслан Кухарук подписал постановление о комплексном развитии несмежных территорий жилой застройки, куда включен и дом N 12а.
Построен дом в 1961 году, когда улица носила еще другое название — Колымская. Это один из последних домов сталинского типа в городе.
Моя бабушка жила здесь, и каждое лето я гостила у нее. Уже тогда, в восьмидесятые, было заметно, что дому не помешал бы ремонт, хотя со стороны здание выглядело еще вполне крепким и солидным. В небольшом уютном дворе бегали ребятишки, играли в «резиночки» и «козла», звонко отбивая мяч от стенки — первый этаж всегда был нежилым, и никто на нас не ругался. На скамейке у первого подъезда неизменно собирались местные старожилы -подышать в теньке воздухом и обсудить последние новости.
Кстати, дом попал даже в книгу «Сны о старой Тюмени» тюменского историка и краеведа Льва Боярского. «На верхних этажах давали квартиры сотрудникам «Заготзерна» — говорится в главе посвященной улице Мориса Тореза. — На первом этаже располагался магазин «Бакалея-гастрономия» (отдельный вход для отдела «Вино-водка»). В 1990-х на его месте открылся салон-магазин «Юбиляр» (так называемая отоварка, куда вход был по предъявлению пенсионного удостоверения), потом магазин турецких товаров «Босфор» и снова гастроном, под названием «Изобилие».»
Позже на первом этаже с торца несколько лет работал стоматологический кабинет «Жемчужина» -в 2019 году он переехал на улицу Холодильную и стал клиникой. Сейчас на первом этаже есть «Султан шаурма», «ДНКОМ» (медицинские анализы), женская парикмахерская и барбершоп, а также студия одежды. Сотрудник закусочной Хафиз Гулузаде говорит, что место это не очень проходное, посетителей мало, поэтому он не слишком будет печалиться, если трехэтажку снесут и заведение переедет в другое помещение.
А вот прожившая в доме сорок лет Галина Николаевна, конечно, сроднилась со своей квартирой. Но, по ее словам, старожилов осталось совсем немного. Соседка по дому, с кем она общалась, умерла два года назад… Многие владельцы сменились. «Я не работала в «Заготзерне», я медработник, у меня редкая специальность -серолог. Мы поменялись, потому что у нас было две однушки, поменяли на эту двухкомнатную. Хотя этот дом проектировали немецкие инженеры, и у них это называлось полуторкой — одна маленькая комнатка и одна большая». В последние несколько лет стала течь крыша, а значит, разрушаются и деревянные перекрытия внутри дома. Штукатурка на третьем этаже среднего подъезда уже отвалилась…
Соседнему зданию N 12 повезло больше, хотя построено оно было даже раньше — в 1960 году. Eго реставрировали. Теперь это офисное здание, где находится 13 организаций самого разного профиля.
У иллюстратора Анны Десниц-кой есть книга «История старой квартиры», в которой говорится о квартире в тихом московском переулке, ее быте и жильцах. Дом 12а тоже мог бы стать главным героем подобной книги в картинках. Думаю, не менее атмосферной. А пока дом замер и как будто перебирает в памяти прожитое…
***
фото: Дом на улице Мориса Тореза, 12а.