Один из самых страшных вечеров моей жизни
В прошлом году в Тюмени с использованием информационных технологий и телекоммуникации совершено 5572 преступления. Смотришь на эти цифры и диву даешься, кто ведется на мошенников? Я удивлялась до прошлой пятницы.
Вечером в пятницу мне позвонила мама и сказала, что пропала моя близкая родственница. Eй позвонили, она собрала документы и пошла в банк. Прошло шесть часов, ее телефон недоступен. В полиции нам сказали, что заявление могут принять только через три дня, так что мы всей семьей начали обрывать телефоны банка, чтобы узнать, была ли она там (сразу скажу, банк не может предоставить таких данных без запроса полиции), обзванивали больницы и, конечно, непрерывно звонили ей.
В какой-то момент ее телефон отозвался, и какой-то мужчина сказал, что наш близкий человек в заложниках и что мы должны отправить деньги. Когда он услышал в трубке, как на заднем плане закричала моя сестра, мужчина заржал и сказал, что пошутил, а родственница наша в психиатрической больнице, мы можем ее забрать. Назвал адрес.
Я могу описать свои эмоции как кромешный ужас.
Мы рванули в отделение полиции, надеясь, что нам там скажут, что делать. В дороге я снова набрала номер родственницы, и внезапно она сама взяла трубку. Сказала, что находится в центре города (что совсем не близко от ее дома, время было 23 часа) и не понимает, о каких мужчинах идет речь, с ней никого нет.
.Мы забрали ее там, где она сказала, с ней все хорошо, она жива и в заложниках не была. Но стала жертвой телефонных мошенников. Схема классическая — звонок якобы из правоохранительных органов: от вашего имени взят кредит, вы должны взять другой кредит и отправить нам деньги, чтобы остановить операцию, иначе на вас повесят уголовное дело. Eй вызвали такси, чтобы добраться до банка. Ни один банк такими услугами не занимается. Далее ей сказали, что уголовное дело на нее завел Центробанк. Центробанк осуществляет надзор за финансовым сектором страны, он вообще не занимается физлицами. Ну и наконец, когда она брала кредит, ей попалась внимательная сотрудница, которая пыталась выведать, не разговаривала ли она с кем-то по телефону. От испуга родственница соврала. Также ей сказали не общаться с родственниками.
— К сожалению, мошенники в совершенстве владеют приемами психологического давления, — говорит психолог Диана Резник. — У них есть определенные схемы влияния, ведения диалога, есть особые голосовые тембры, через которые они воздействуют. Жертв постоянно торопят с решением. И все наши знания, предупреждения или истории из интернета просто стираются из памяти. Жертвами мошенников достаточно часто становятся молодые специалисты с высшим образованием, так что не стоит думать, что вас это никогда не коснется. Помните, что ни банковский служащий, ни тем более правоохранительные органы никогда не будут предлагать решить важные вопросы по телефону. Всегда настаивайте на личной встрече.
Для меня тайной оставалось только одно: с кем мы говорили по телефону? В трубке было слышно, что мужчина не один, и ржали над нами очень громко. Как объяснили в полиции, когда мы писали заявление, у родственницы могли взломать личный кабинет телефонного оператора и сделали то ли переадресацию, то ли перевыпуск СИМ-карты. Поэтому она не получала наших звонков, они все шли к мошенникам, которые, получив от нее деньги, над нами решили поиздеваться. По их мнению, это весело. В полиции сказали, что обезопасить себя можно, написав заявление своему оператору о том, что любые операции с СИМ-картой можно проводить только при личном присутствии. Вы не сможете ничего важного сделать через приложение, но и взломать вас не смогут. Весьма приемлемый вариант для старших родственников.
Возбуждено уголовное дело. Шансы, что деньги вернут, крайне малы. По статистике раскрывается только три процента подобных дел.