Космос покорить проще, чем зрителя
«Вызов». Режиссер Клим Шипенко. В главных ролях Юлия Пересильд, Милош Бикович, Владимир Машков.
На экранах идет «Вызов» — первый художественный фильм, снятый в космосе. Это совместный проект «Роскосмоса», Первого канала и студии Yellow, Black and White. Бюджет по российским меркам у кино тоже космический — больше 1,1 млрд рублей. Этот фильм стал неким последствием космической гонки между Россией и США. В мае 2020 года появилась новость, что на МКС планировали начать съемки первого художественного фильма в космосе — с Томом Крузом, но их отложили из-за пандемии. А уже в сентябре Роскосмос объявил о начале работы над собственным проектом.
Съемочная группа готовилась в ускоренном режиме. Самое сложное — найти актеров, способных выдержать нагрузки. На роль главной героини утвердили Юлию Пересильд. А самому Климу Шипенко пришлось срочно худеть.
В октябре 2021 года основной экипаж корабля «Союз МС-19» отправился на МКС для съемок. Эти сцены должны были занять добрую половину хронометража трехчасового фильма, но команде дали всего 12 дней — да даже студенты свои дипломные работы дольше снимают.
Сцены, снятые в космосе не похожи ни на одно творение компьютерной графики — не хуже и не лучше, просто совсем другие. При этом узкие коридоры МКС, где не ясно, где пол, а где потолок, вызывают дискомфорт. Понимаешь, насколько кинематограф романтизировал быт космонавтов. Обстановка явно сказалась на Юлии Пересильд, ее игре веришь, чувствуя, как актрисе некомфортно.
Важны ли эти сцены в контексте фильма в целом? Не очень, они словно оторваны от сюжета, который, к сожалению, прост и банален. На МКС случилась трагедия -космонавта при работе в открытом космосе травмировали осколки космического мусора, возвращения на Землю он не переживет — нужен торакальный хирург, который сможет провести сложнейшую операцию в невесомости, и им становится врач с нелегкой судьбой Eвгения Беляева (импонирует, что главный герой — женщина, в нашем кино не так часто встретишь сильных женщин).
При этом не очень объясняется, почему из группы хирургов выбрали именно Eвгению. А сам инцидент, при которой космонавт получил травму, представлен так, будто сотрудники МКС поступили очень глупо. Ритм повествования сбивают черно-белые флешбэки, воспоминания Eвгении, которые, кажется, нужны только чтобы нагнать драматизма. Не идет на пользу фильму и топорная реклама (космический бюджет надо отбивать). Героиня крупным планом открывает в космосе приложение банка и отправляет деньги маме. Также смешно смотрится персонаж Владимира Машкова, который очень картинно курит возле аппаратуры.
В итоге мы имеем посредственный фильм с великолепными сценами из космоса. При этом, конечно, фильм совершил прорыв, вошел в историю. Он привлекает внимание к сильным женщинам, к реальному быту космонавтов, популяризирует технические специальности и науку. Как говорится, Рим не сразу строился, и, возможно, выход этой картины открыл дверь будущим фильмам, которые еще успеют нас покорить.