X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Завтра я тебя обгоню

В субботу во дворе дворца творчества и спорта «Пионер» прошел чемпионат области по автомодельному спорту.

Перед стартом — инструкция безопасности. Никаких тапочек во время старта, только спортивная обувь. Не допускается пачкать топливом коридоры и лестницы дворца, да и на газон его выливать тоже нельзя. Топливо дизельное и калильное разлито по канистрам, во время соревнований заправлять автомодели можно только специально подготовленным топливом, своим запрещено. На подготовку моделей выделен час.

Желающие почистить кордодром, вооружившись щеткой и «Пемолюксом», смывают продукты отработки двигателей, убирают мелкие камни, чтобы заезд прошел гладко. От уборки площадки зависит, удачным ли получится заезд. А потом все как у настоящих гоночных автомобилей — техосмотр, заправка, запуск. Технический осмотр проходит в судейской — там модели измеряют, взвешивают, если требованиям не соответствует — дают время исправить. А если быстро исправить не получается, на соревнования дорога закрыта.

Для подготовки или экстренного ремонта есть специально отведенное место — рядом с кордодромом стоят чемоданчики с инструментами.

Кордовые модели цепляют к центру поля на специальную кордовую нить, потом раскручивают, так она набирает скорость, а разгоняться может до 340 километров в час, скорость зависит от мощности двигателя. Объем двигателей начинается от полутора кубических сантиметров, есть модели с объемом два с половиной, три с половиной, пять и десять кубических сантиметров. Участвуют и модели с электрическим двигателем.

У автомоделистов есть две попытки по три минуты. Как говорит председатель федерации автомодельного спорта Владимир Кипер, соревнования демократичные, условия — машинка должна проехать 500 метров, а это примерно восемь кругов на кордодроме с максимальной скоростью.

— Поэтому автомоделисты, когда готовятся к соревнованиям, совершенствуют двигатели, — объясняет Владимир Павлович. — Eсли во время заезда возникают неполадки: отваливаются колеса, ломается двигатель, но две попытки участник уже использовал, он получает нулевой результат.

…Когда я спросила у Юрия Ярова, сколько лет он занимается автомодельным спортом, он ответил: «Eсли скажу, вы не поверите». Оказывается, с 1968 года, в Омске, начинал собирать машинки с товарищами и записался в автомодельный кружок. Участвовал в международных соревнованиях в Санкт-Петербурге, занимал призовые места, даже судил соревнования. Нынешнюю модель Юрий построил в 2015 году, с тех пор дорабатывает, улучшает. Имя модельке Юрий не дает, говорит, не так это и важно. Главное, чтобы показывала достойный результат.

— У меня модель класса 3Б, в просторечии «лягушка», форма специфическая. У подобных машинок рекорд Eвропы — 275 километров в час, — рассказывает автомоделист. К соревнованиям он готовится так: достает модель из сумки, моет — и вперед. А тренируется за день перед заездом, когда приезжает на кордодром, потому что в Омске обкатывать машинку негде, Юрий переживает, что модель может разбиться. Однажды было, перевернулась.

В случае серьезной неполадки заменить деталь не так просто -сейчас еще и затратно. Стоимость одной машинки может достигать трех тысяч евро. Да и кордодромов в стране единицы, в Санкт-Петербурге, Ярославле, Брянске, Таганроге, в Омске пришел в упадок.

Юрий говорит, что сейчас мастерит фигуры из железа. Он токарь и фрезеровщик, мастер на все руки. А его товарищ, тоже Юрий, но по фамилии Рябец — педагог дополнительного образования. Автомоделисты дружат. Eще бы, знакомы уже сорок лет.

Однако про дружбу автомоделистов Яров говорит так: «Сумел победить — молодец, а завтра уже я тебя объеду».

Галина Акимова

***
фото: Юрий Яров, автомоделист;Богдан Быков, Захар Батырев и Евгений Агалаков перед заездами.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта