Беспилотные автомобили не за горами
Тюменская область попала в список регионов, где планируется провести эксперимент по эксплуатации беспилотного наземного транспорта, в прошлом году. По данным ГИБДД, в нашем городе пока что не зарегистрировано ни одного беспилотного автомобиля.
Запуск умного транспорта на дорогах общего пользования потребует не только внесения изменений в ПДД и КоАП, но также подготовки водителей и пешеходов к безопасному взаимодействию с робомобилями.
— Сама идея беспилотного транспорта возникла достаточно давно: уже в начале XX века люди думали о том, как можно управлять разными объектами по радио. Затем роботизированные автомобили появились в фантастических книгах и фильмах. Но лишь недавно технологии позволили перейти от фантазий к массовым моделям. Вне всякого сомнения, если беспилотные автомобили будут внедрены повсеместно, то это будет еще одна революция в сфере городского транспорта, — полагает Александр Фокин, кандидат исторических наук, доцент антропошколы ТюмГУ.
Беспилотный транспорт разделяют на частный и коммерческий. Примером частного беспилотника может выступать Tesla, в которой есть функция автономного управления без участия водителя. Такая опция очень полезна, если человек употребил алкоголь, он доверит управление компьютеру. Использование беспилотников в коммерческих целях связано с такси, общественным и промышленным транспортом. Беспилотные грузовики от КамАЗа и «Урала» уже работают на многих российских предприятиях, но на дороге их не встретишь. А вот в сфере городского транспорта с массовым внедрением беспилотников возможны более радикальные изменения.
Как объясняет Александр /Александрович, сейчас количество таксистов в России, по самым скромным подсчетам, составляет около полумиллиона человек. И если предположить, что в результате распространения робомобилей работы лишится хотя бы половина из них, это уже вызовет огромный общественный резонанс и споры о том, насколько этично заменять людей роботами. Для многих работа в такси -это способ быстро подзаработать, а беспилотные такси закроют эту лазейку. Александр Александрович предполагает, что на первом этапе массового внедрения автономных такси возможно некоторое сопротивление со стороны таксистов, что может принять форму умышленного повреждения техники, как это было во времена луддитов. Что касается пассажиров, то и им привычнее и спокойнее ехать с человеком, чем с роботом.
Более сложный момент, по мнению Александра Александровича, заключается в правовом регулировании такого транспорта. Eсли по вине робомобиля произойдет ДТП или какой-то другой несчастный случай, кто в нем будет виноват? Владелец авто? Производитель? Разработчик программы? Eсли человеку во время поездки станет плохо, кто сможет оказать ему первую помощь, вызвать скорую? Будет ли автономное такси ехать до конечной точки, невзирая на состояние пассажира? О таких нюансах у нас мало кто задумывается, ведь на улицах Тюмени пока еще нет беспилотного транспорта. А вот жители Москвы потихоньку начинают к нему привыкать — в некоторых районах столицы проводится обучение беспилотников на дорогах общего пользования.
Автомобильная отрасль уже готова пересадить нас на беспилотный транспорт, ведь он не требует особенной городской и дорожной инфраструктуры. Разве что необходима установка специальных дорожных знаков, которые сможет считывать установленный в машину искусственный интеллект.
Александр Фокин считает, что Тюмень готова к массовой эксплуатации беспилотного транспорта ничуть не хуже, чем Москва, Лондон или Токио. А перейти с пилотного такси на беспилотное, оснащенное техническим зрением и быстрой реакцией, — это всего лишь вопрос привычки для пассажира.