X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Страхи в зеркальном шкафу

Даниэль Пеннак. Дневник одного тела. Издательство Эксмо, М., 2014.

Блестящая литературная мистификация в исполнении мастера прозы! Якобы в руки писателя попал некий дневник, который в течение всей жизни вел один уважаемый гражданин, недавно преставившийся. И вот с разрешения родственников усопшего писатель решает опубликовать его весьма неординарные заметки. Неординарные потому, что это не дневник в привычном понимании, в нем мы не найдем описания событий от рождения до смерти. Как поясняет в самом начале автор дневника, он решил воздать должное собственному телу и со всем вниманием отнестись к нему. Стало быть, в дневник заносил сведения, имеющие отношения к разнообразным телесным проявлениям собственной жизни. Иначе говоря, сюрпризы, то и дело подкидываемые организмом. Вплоть до самого главного сюрприза, которым тело завершает свой жизненный путь.

Настоящее счастье в мире одно: никогда не чувствовать ни одной точки своего тела, писал Марк Алданов. Такое состояние бывает, особенно в молодости, поэтому в романе то и дело встречаются лакуны — периоды, когда нас ничто не беспокоит: «на жизненных пляжах», по меткому выражению Пен-нака, тело позволяет себе забыться, а нам — забыть о нем.

Почти сразу мы обнаружим объяснение, какие жестокие причины подтолкнули автора дневника заняться кропотливым телописательским трудом. Нервная, капризная, эгоистичная мать, подростковые комплексы и страхи — и, конечно, страх собственной смерти. Кто в детстве не заливался слезами, пугая самого себя мыслями о смерти или кончине близких? Главный герой Пеннака довольно рано и очень близко пережил смерть родного человека -на его руках умерла его няня Виолетт. Он честно пытается быть отстраненным, изучая подростковые изменения, затем собственные старческие немочи. Кладбищенские цветочки, как Виолетт называла коричневые пятнышки пигментации на своих руках. Но все же у романа так мало общего с медицинской картой амбулаторного больного. Зато есть описание, как пожилой уже гражданин, едва не потерявший сознание на улице, переживает оттого, что молодая прохожая, склонившаяся над ним, смотрит на него с жалостью и состраданием. Он видит ее очень близко и отчетливо, и оттого еще болезненнее ощущает предательство его собственного тела.

И все же Пеннак не был бы Пеннаком, если бы не доказывал нам каждой строчкой своего романа, что самое интересное в нем — эпопея живой человеческой души. Смеем надеяться, что бессмертной.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта