Кошмар наяву
Антон Чехов. Спать хочется // Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Альфа-книга, 2019.
В литературе полно примеров, когда авторы использовали свои личные детские истории, чтобы насытить судьбу героя живыми подробностями. Это сюжеты разного характера: юмористические, романтические… а есть и трагические. В рассказе Чехова «Спать хочется» судьба главной героини Варьки незавидная: ее отец погибает, а мать, пытаясь спасти дочь от бедности, отдает ее в дом сапожника — помогать по дому. Весь день девочка бегает от двора к лавке, от лавки к кухне, от кухни к крыльцу… А ночью вместо сна убаюкивает ребенка хозяев дома. Детский плач становится для нее настоящим кошмаром, она мечтает «ни на что не глядя, повалиться на пол и спать», а трагизма добавляют сны-галлюцинации, в которых Варька видит умирающего отца и просящую милостыню мать. В итоге все это доводит ее до сумасшествия и мысли, что ребенок — ее главный враг.
Здесь у меня не могла не появиться мысль, что интересно было бы увидеть момент ее прозрения на сцене в исполнении хороших драматических артистов. Особенно жутко мог бы выглядеть в театре финал, где Варька убивает надоевшего ребенка и, истерически смеясь, засыпает на полу.
Антон Павлович Чехов в своем детстве тоже часто работал в лавке, но ему повезло больше — это была лавка его отца. Конечно, таких жутких условий у писателя не было, но как ощущается недосып, он знал хорошо, ведь плачущего ребенка ему замещала учеба. С ней у Чехова периодически бывали проблемы — сложнее всего в школе ему давались греческий язык и арифметика. А содержащий школу грек был человеком строгим -за неуспеваемость мог и линейкой отлупить, и на горох поставить. Поэтому «Спать хочется» вполне можно считать за воспоминания познавшего боль недосыпа Антоши Чехонте. Кто знает, может, прототипом ребенка был строгий учитель?
***
фото: