X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Граненый стакан — искаженная призма

Валерий Куликов тридцать лет работал поваром, его хорошо знали в ресторанном бизнесе Тюмени. Торжественные мероприятия, пышные банкеты…

— Всю жизнь зависим, три семьи потерял, две квартиры, — вспоминает Валерий. — С четырнадцати пил, сейчас в трезвости 18 месяцев. Будто заново родился, я ведь и не жил нормальной жизнью. После каждого застолья заказчики поварам проставляются.

Теперь Валерий руководит самыми необычными в его жизни банкетами — абсолютно трезвыми — для гостей и подопечных центра развития социальных проектов «Милосердие». Центр помогает людям в кризисной ситуации, бездомным, зависимым, больным.

Заглянул в гости Валерий Духонин, он десять лет жил на улице.

— Употреблять начал со школы, — признается он. — Постепенно зависимость стала серьезной. Не выпил — день пропал. Женился-развелся. Родился сын, но и это меня не остановило. На все смотрел через призму граненого стакана. Потом женился снова и опять развод. Хотя у меня было уже два сына. Стал жить на улице, ночевал в подвалах, подъездах… Жить можно везде, человек привыкает ко всему. В помойных баках просрочку искал. Банки, бутылки, цветмет собирали. Подработку, чтобы покушать, сигареты купить. Чаще нанимали что-нибудь таскать.

— Все, кто живет на улице, зависимы? — мы сидим с Валерием Духониным в прихожей центра, пока во дворе идет концертная программа.

— Невозможно жить на улице и не пить, — считает Валерий. — В 2013-м я сидел пьяный в подъезде девятиэтажки и думал… и такие нахлынули воспоминания, и понимание, что выхода никакого. А на следующий день знакомый Серега мне попался, сказал, давай на реабилитацию попросимся. Так я оказался у Андрея Якунина (руководитель центра «Милосердие» — авт.). Поначалу очень хотелось выпить, не скрою. Один раз сорвался, товарищ принес литр спирта, и мы его распили втроем. Меня тогда чуть не выгнали, но потом простили, дома-то у меня нет. И вот… девять лет уже в трезвости.

— Как держитесь?

— Желание нужно. У меня стаж алкоголизма двадцать пять лет, десять из них я пил каждый день. Помогает вера, Андрей Якунин помог своей верой в меня. Я прошел программу «12 шагов». Одна из рекомендаций: прервать общение со старыми товарищами, кто пьет, обходить места, где продают и употребляют: кафе, рестораны. Сейчас же в каждом доме есть пивнушка. Шрамы у меня от прежней жизни остались, зубы вот вставил. Работаю в храме охранником, снимаю комнату, любовь появилась. С сыновьями не общаюсь, очень жалею, что так много времени упустил. Мне пятьдесят три.

Андрей Якунин занимается помощью бездомным почти двадцать лет. Он первый в России создает модель комплексного подхода, где вход — улица, а выход — возвращение в общество.

Обратиться в «Милосердие» может любой, и алкоголик, и женщина, пережившая насилие в семье, и бывший заключенный — здесь никому не отказывают. Три года назад появилось крестьянско-фермерское хозяйство «Андреевская слобода». Люди, уже давно потерявшие всякую надежду, могут трудиться, приобретать профессию и обеспечивать сельхозпродуктами всех сто пятьдесят постояльцев центра «Милосердие».

— Стараемся сохранять очень добрые отношения, даже если наши постояльцы нарушают дисциплину, — говорит Андрей Якунин. -Мы не можем их выгнать, потому что бездомность для наших подопечных привычная среда обитания. Это не психологическая травма, которая заставит их задуматься, что надо что-то поменять в жизни. Они зачастую ничего не хотят менять, а хотят быстрее умереть, а никак не умирается. И вопрос в том, что нам сделать, чтобы они перестали хотеть умереть, потому что еще придется жить. Все очень тяжело и индивидуально. На уровне технологии пока ничего не изобрели, я тоже еще нащупываю этот путь. Ведь наши подопечные находятся даже не в точке «ноль», а в точке «минус». Я ищу, что человеку интересно, а если не интересно ничего, то пытаюсь зацепиться за любую мелочь, наблюдаю, на что он реагирует. Подключаем его к посильной общественно-полезной деятельности: огород, уход за цветами и деревьями в нашем «Саду будущего», помощь по хозяйству, швейная мастерская. Каждый достоин нормальной жизни.

***
фото: Валерий Куликов и Валерий Духонин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта