Крупнейшая дорога в жизни — железная
Локомотив ФД-3331 стоит на вечной стоянке возле ДК «Железнодорожник» на улице Первомайской.
Именно на нем помощником машиниста некогда трудился Виталий Соснин, ставший впоследствии заместителем министра путей сообщения и в честь которого был назван электровоз 2ЭС6. В этом году в сентябре Виталию Федоровичу исполнилось бы сто лет.
Но начать стоит с того, что судьба Виталия Соснина не случайно связала его с железной дорогой, ведь он потомственный железнодорожник. Виталий родился в селе Зимовье-Вагайское, жил и учился в Ялуторовске и Тюмени, куда переводился по работе его отец.
В пятнадцать лет поступил в Тюменскую фабрично-заводскую школу. На Свердловской железной дороге он начал свою работу слесарем и кочегаром. Заметив его рабочую хватку и трудолюбие, его назначили помощником машиниста паровоза, а после учебы — машинистом.
В годы войны ушел на фронт минометчиком. В июне 1942 года получил ранение, после госпиталя вернулся на фронт, но ненадолго -осенью того же года его отозвали, и он вернулся в родное депо машинистом в составе колонн паровозов особого резерва. Эта работа стала его личным фронтом: Соснин водил воинские эшелоны на Сталинградском, Западном, Центральном, Втором Украинском, Брянском фронтах…
После войны Виталий Федорович стал одним из первых машинистов, развивавших движение «тяжеловесников». В 1960 году окончил Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта, после работал начальником отдела локомотивного хозяйства Тюменского отделения СвЖД и начальником Серовского отделения Свердловской железной дороги.
В 1972 году Соснин принял руководство Свердловской железной дорогой. При нем она дважды становилась орденоносной, перешла с паровозной на тепловозную тягу, реконструированы депо и крупные железнодорожные узлы. Соснин разработал технологию перевозки леса в хлыстах на специально переоборудованном подвижном составе (турникетные платформы), единую технологию ремонта подвижного состава, принадлежащего промышленным предприятиям, на ремонтных площадях отделения дороги. Внес вклад в реконструкцию и развитие Свердловского и Тюменского узлов, строительство линии Тюмень-Тобольск-Сургут, развитие Асбестовского, Соликамско-Березниковского и целого ряда других узлов и направлений в условиях нарастающих объемов перевозок грузов в районы Западной Сибири и севера Тюменской области.
В 1977 году его назначили заместителем министра путей сообщения СССР. Узнав о назначении, вернулся в Свердловск, собрал людей. Обычно жесткий и требовательный, Соснин показался слегка растерянным. Проводы были короткие, впереди ждала большая и ответственная работа: теперь уже не одна крупнейшая дорога простиралась на карте, а огромная страна — от Владивостока до Калининграда, сплошь изрезанная стальными магистралями. Требовалось другое мышление и принципиально новые подходы к решению более масштабных задач.
С 1977 по 1985 год замминистра курировал 500 локомотивных депо и 500 вагонных, 80 дорожных служб, 96 заводов, всю энергетику отрасли.
Журналист Eрмишин выяснил, что за один год работы замминистра Соснин 237 (!) суток провел в командировках.
Затем была работа в научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта: восемь лет заместителем заведующего отделением автотормозного хозяйства. На пенсии Виталий Соснин вел большую общественную работу в совете ветеранов железнодорожного транспорта. С большим желанием участвовал он в международных акциях «Поезд памяти», а на Мамаевом Кургане лично посадил дерево.
Последние годы Виталий Федорович жил в Москве. Скончался 24 января 2013 года. Похоронен почетный железнодорожник и Герой Социалистического труда на Троекуровском кладбище. В этом году его имя решением Тюменской городской думы занесено в книгу Почета Тюмени.
Подготовила библиотекарь Тюменской технической библиотеки E. Новоселова
***
фото: Виталий Соснин.;Локомотив 2ЭС6 N 50