X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Рельсовые плети и голуби железнодорожника

С Днем железнодорожника Николая Чернецкого каждый год поздравляют сотрудники путевой машинной станции, где он проработал 30 лет: привезут коробку конфет и обязательно чего-нибудь хорошего пожелают. Николай Иванович говорит, что большего ему и не надо.

Трудиться он начал еще шестнадцатилетним в родном Голышманово — на автобазе сварщиком, потом слесарем — так к железу и привязался. Затем устроился в ПМС: сначала монтером пути был, потом бригадиром, а когда в Пермском учебном центре отучился, стал машинистом укладочных поездов, им и на пенсию вышел.

Про себя 80-летний Николай Иванович, отличник коммунистического труда, говорит, что работал неплохо, и скромно упоминает, что ему звание почетного железнодорожника на ПМС присвоили — причем самому первому из работников. Вместе с другими не менее почетными железнодорожниками в конце девяностых Николай Иванович ездил в Москву в Кремль, на праздничный концерт. Но время, когда праздники вместе отмечали, уже давно ушло. Зато поздравляют дети и внуки — помогают с огородом, да и сам железнодорожник их без подарка не оставляет — снаряжает ведром картошки.

…На работе, конечно, бывало всякое. Николай Иванович вспоминает, как однажды упал кран — колесами уперся в песок, 120-тонную махину пришлось поднимать. Но железнодорожники люди смышленые, и не с таким справлялись.

— Сейчас и техники больше, и технологий: техника поставляется, меньше физического труда нужно, железная дорога ведь сплошной физический труд, — говорит Николай Чернец-кий. — Дают нам время, и неважно, дождь или мороз, нужно успеть работу сделать. Сейчас на производствах только дождик начался — работники под навес, а мы никуда деться не могли, да и из инструментов были у нас только лопата и лом.

Однажды работали в непогоду, снег с дождем, и так сильно промокли, что Николаю Ивановичу пришлось второй дизель заводить, чтобы от трубы погрелись: положено за четыре часа два километра плетей поменять — приходится менять, и погода здесь ни при чем. Так железнодорожников работа закаляла.

Каждый день начинался с плана: если завтра, к примеру, предстоит выезжать на объект, работники должны приготовиться — загрузить необходимое в вагон. А перед этим на место выезжают мастера-технологи — находят дефекты: какое звено где укорочено, где рельсы повреждены.

— Работа была всегда: мы знали, сколько капитального ремонта должны сделать за сезон, сколько стрелочных переводов заменить, — объясняет Николай Иванович.

За переработку железнодорожникам доплачивали: уложат за четыре часа не 1800, а 2000 метров -получат от начальника поощрение. «Где-то лебедку усовершенствуем, что-нибудь придумаем — руководство нас всегда поддерживало, бывает, производство премию выделит, если план сделаем».

— Раньше болты вставлялись и закручивались, сейчас пружины ставятся. С каждым годом технологии меняются — молодежь умнее нас становится, постоянно что-то придумывает и разрабатывает, сейчас и компьютеры есть, у нас в то время не было. Раньше рельсовые плети меняли, поезда до 120 километров разгонялись, сейчас уже скоростные пути есть и скоростные локомотивы, электропоезда, колесные пары но-выю… сейчас электропоезд Москва — Санкт-Петербург летит со скоростью больше 200 километров в час.

За молодое поколение железнодорожник, конечно, рад. Говорит, ветераны отрасли все молодым отдали, им теперь нужно это дело продолжать. А ручной труд, по мнению Николая Ивановича, из жизни железнодорожника не уйдет — технологии ведь тоже должен кто-то контролировать.

.Будучи на пенсии, Николай Иванович гоняет голубей — в прямом смысле, на участке три голубятни есть. Вместе с товарищами-голубятниками ездит на выставки. Говорит, для кого-то отдых — рыбалка, а он отдыхает, когда голубями занимается.

***
фото: Николай Чернецкий.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта