«У вас американка есть?»
С этим вопросом время от времени приходят к продавцу Юлии Колмаковой в магазин «Хозлавка» в садовом обществе «Липовый остров».
И если сначала Юлия округляла глаза и перебирала все на полке с сантехникой в надежде, что некая американка найдется, то теперь знает, что это муфта и для чего нужна, даже проконсультировать может.
До «Хозлавки» Юлия работала учителем физкультуры и флористом.
— Придет дачница и спросит, есть ли у нас скребок для чистки ковров. Я помотаю головой, а сама в это время в тетрадь записываю, чтобы хозяйка закупила товар, -говорит продавец. — И если она не придет за скребком, то придет другой покупатель и скажет: «Ничего себе, у вас и такое есть?!»
Директора «Хозлавки» Юлию Вологжанину я по счастливой случайности застала в соседнем овощном ларьке, где она подменяла продавца. Это тоже ее ларек, сейчас она планирует расширять его. Мечтает о кулинарии. А вот «Хозлавку» открыла два года назад. В прошлом году их прозвали «1000 мелочей», а в этом «4000 мелочей». Нам про них рассказали местные дачницы.
— Семь лет назад я работала здесь в хозяйственном магазине и, проработав четыре месяца, уехала жить в Надым, — рассказывает хозяйка. — Дача в «Липовом острове» оставалась, потом я вернулась, а магазина уже нет. Открывались на этом месте другие хозмагазины, но цены в них были такие, что легче в город съездить -оттого и закрывались.
Юлия искала номер арендодателя пустующего помещения, надеясь, что это ее шанс. Но, оказалось, арендодатель нарочно скрывал контакт, потому что не верил в потенциал места. Но случайная встреча с Юлией его переубедила.
— У нас сразу же все получилось: люди идут за хорошим отношением. Мы тут же зарегистрировались, рассчитали цены так, чтобы и мы могли налоги платить, и цены были доступными.
— А бизнес не хромает из-за этого?
— Eсли бы он хромал, то на второй магазин я не решилась бы, -говорит Юлия.
Весь ассортимент в «Хозлавке» придерживается правила «спрос -предложение». Когда все садоводческое товарищество борется с муравьями, то на полках появляется отрава, а потом средства для борьбы с мухами, а еще с кротами. Этим летом продали рекордное количество леек. А сейчас лавка заставлена стеклянными банками в ожидании сезона заготовок.
— Уголки в сетевых строительных стоят 75 рублей, а у нас в лавке -30 рублей. Строительная пена у других от 1200 рублей, а мы по 600700 рублей продаем, — показывает Юлия. — Поставщики у нас отовсюду: из Eкатеринбурга, из Пензы… Сейчас выходим на производителей лопат в Челябинске. Понимаем, что поставка там большая -1000 лопат. Но за два сезона, думаю, сможем реализовать. Главное, что дешевле они будут в два раза.
Eсть товары, которые с самого открытия так и не нашли своего хозяина. Например, маленький стул для прополки, который был заказан случайно — Юлия по фотографии не поняла, что он сантиметров тридцать от силы. Зато теперь это талисман хозяйственного магазина, который стоит на полке, пока вокруг регулярно меняется товар.
Но все же малый бизнес в садовых сообществах сталкивается с конкурентами в виде магазинов низких цен.
Юлия завела чат в вайбере, где четыреста дачников регулярно пишут: «Юлечка, у тебя есть что-нибудь от кротов?» или «А вот в «Светофоре» дешевле, чем у вас». И Юлия, как местный фокусник, каждый раз достает кролика из шляпы или понижает цену. Это предприниматель называет клиентоориентированностью.
Eще в группе Юлия устраивает конкурсы — на самую высокую яблоню, на самую красивую лилию, а в этом году ждут заявок на конкурс «самый длинный китайский огурец». А если ваша дача не в «Липовом острове», то не расстраивайтесь — Юлия не исключает, что откроет еще одну «Хозлавку» в ближайших садовых обществах.
***
фото: Юлия Вологжанина у своей лавки; можно найти то, чего даже не искал.