«Сева» поможет, но кто поможет «Севе»?
На улице Огарева, там, где кончается улица Привокзальная, по выходным собираются старики и старушки, инвалиды на костылях и колясках, люди без крова и часто без сменной одежды. Всех их объединяет две вещи. У них нет денег. И им помогает «Сева».
Тюменская региональная общественная организация помощи социально незащищенным категориям граждан «Сева» официально работает с 2016 года. Несколько лет до регистрации НКО они собирались на канализационном колодце возле железнодорожного вокзала, пока не попросили помещение у департамента имущественных отношений администрации города. Им выделили небольшой офис в доме № 6 на улице Энергетиков, в котором они оборудовали кухню и временное убежище для женщин в трудной жизненной ситуации. Правда, помещение дали при условии, что «Сева» сделает за год ремонт. Но пожертвований не хватило, поэтому помещение предстояло вернуть.
Руководители организации, Гузель и Рустам Курмановы выиграли гранты на реализацию социальных проектов: помощь женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, испытывающим сложности в поиске работы. Запустили обучение маникюру, парикмахерскому мастерству, фотографии и профессиональной уборке — в общем, тем профессиям, которые можно освоить быстро. Проекты прошли отбор, получили одобрение. Помещение отремонтировали, обставили необходимой мебелью. Сюда же с улицы Огарева переехала благотворительная столовая.
Но существовать беззаботно им пришлось недолго — договор аренды, заключенный с департаментом имущественных отношений, не был продлен по инициативе департамента. Руководители организации просили позволить им пользоваться помещением, в которое вложено много пожертвований и сил, но им отказали. Назвали причину: «Сева» использует переданное ему помещение не по назначению.
Об этом стало известно, когда общественная организация помощи социально незащищенным гражданам обратилась с исковым заявлением в суд — о признании незаконным решения департамента. Это случилось 24 июля. По информации пресс-службы областной судебной системы, «в ходе осмотра сотрудниками муниципалитета обнаружено размещение в помещении профессионального оборудования для парикмахерских салонов». По словам Гузели Курмановой, это оборудование, взятое в аренду для реализации проекта помощи женщинам: его негде было хранить, кроме как в офисе.
— У нас на улице Энергетиков в одно время был завал — коробки с одеждой, магазины отдавали нам неликвидные вещи, — говорит Гузель Курманова. — Нам привозили коробки с вещами и выгружали в нашей комнате. Сейчас мы, как правило, объявляем сбор необходимого. Нам привозят вещи, или мы покупаем на пожертвования то, о чем нас просят.
21 июля «Сева» оказался на улице. Первые две недели нуждающихся кормили на скамейке возле бывшего офиса на улице Энергетиков. Волонтеры объясняли ситуацию, что придется вернуться на старое место, просили позвонить и рассказать об этом тем, у кого есть телефоны. И вот в воскресенье спустя пять лет волонтеры и подопечные снова встретились у вокзала.
— Это сейчас к нам привыкли местные жители, но, когда мы только-только начали кормить здесь подопечных, к нам пару раз приезжала полиция и выясняли, чем мы тут занимаемся, — вспоминает Гузель. — Сейчас у нас есть костяк подопечных, но они постоянно приводят своих нуждающихся знакомых. У нас есть правило — пьяным приходить нельзя. И еще одно — мы не материмся, а уж тем более отношения друг с другом не выясняем.
Клиенты благотворительной столовой не толкаются, убирают за собой мусор и кучкуются компаниями, обсуждая последние новости. Часто подходят к волонтерам — спрашивают, где взять еще печенья, куда класть мусор или заранее заказывают зимнюю обувь. Кого-то из новеньких сбила машина -он попросил у волонтеров костыли.
Всех подопечных «Севы» можно разделить на три категории. Первая — это пенсионеры. Или малоимущие, чья пенсия уходит на погашение долгов.
— Я больше десяти лет проработала терапевтом в «Рощино», -рассказывает Валентина Николаевна. — Скоро уж год будет, как прихожу сюда. Выплачу долг и ходить перестану. Да вот к людям привыкла — вот в чем дело.
И таких, как она, с долгами и маленькой пенсией, тут много. Они приходят поесть и сбежать от одиночества. Попросить что-нибудь из одежды и лекарств.
Eще одна категория — это бездомные, они приходят исключительно за едой и некоторые даже обижаются, когда им чего-то не достается. Но обычно еды хватает всем, кормить начинают в 12.00, затем через час волонтеры привозят вторую партию.
— Новые лица появляются, но и пропадают тоже. Бездомные, которые живут у теплотрассы возле вокзала, зимой, случается, умирают. Подопечные приходят и потом рассказывают «А вы его помните? Он замерз», — говорит Гузель. -Мы отправляем их в центры помощи, но они сами не готовы туда идти. Задача нашей организации — социализация и помощь в трудоустройстве, но даже пройдя все этапы, не все готовы работать. Кто-то найдет свое место — такие случаи есть, а кто-то не продержится и недели, а потом нам расскажут, что он снова начал пить.
Eще одна категория — люди с ментальными нарушениями, которых тут не обижают, но за глаза могут дать прозвище. Они обычно держатся в сторонке и заговорят с вами, только если вы сами к ним обратитесь. Например, баба Тоня. Говорят, байки она каждый день придумывает, а сегодня она бывшая крановщица и уроженка Южно-Сахалинска.
В общем, даже без помещения «Сева» продолжает жить. И надеется на помощь других НКО — может, приютят их хотя бы по выходным, но пока никто не откликнулся. Это сейчас тепло и можно собираться на улице, но зимой будет проблематично. А пожертвований, говорит Гузель, на аренду точно не хватит.
***
фото: Во время обеда;Гузель Курманова;Волонтеры стараются накормить всех.