X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Противостояние обывателя и творца

Работы Олега Власова могли бы украсить своим присутствием любой музей мира, единодушно решили посетители и организаторы выставки в день ее открытия 3 августа в музейном комплексе имени Словцова.

— Об Олеге Власове я узнала когда-то на лекции о тюменских художниках, которую проводил Олег Федоров, — говорит хранитель коллекции живописи Eлена Рындина. -Он включал фрагменты фильма, где два дерзких и самоуверенных молодых человека рассуждали об искусстве и о своем месте в нем. Меня поразила тогда их с ног сшибающая жизненная энергия, которая ощущалась даже в записи. А еще были открытки с произведениями Олега Власова, из которых можно было выбрать что-то себе на память. Я выбрала «Канатоходца». Эта картина потрясла меня экспрессией цвета и ощущением чего-то неуловимого и необъяснимого. И вот она в стенах нашего музея! Eе воздействие многократно сильнее, чем через репродукцию… Я помню, как в детстве, придя в музей, ждала, когда картины начнут на меня воздействовать. Творчество Олега Власова на это способно. Смысловое ядро картины я воспринимаю как извечную дилемму человека-обывателя и творческого человека. У нас, у простых граждан, ощущения от людей искусства противоречивые — с одной стороны, он небожитель, с другой — странный, не такой, как большинство.

Мы долго стоим с Eленой у живописной работы «Жираф», невозможно оторваться от энергии красного, которым изображено животное, от того, как он возвышается над толпой, такой длинношеий и инопланетный, настоящее чудо. Иное настроение в графике «Дворник»: сквозь опечаленное немолодое лицо просвечивают окна типовых пятиэтажек, герой сросся с ними, он тоже часть пейзажа. Цикл «Иуда Искариот» ошеломляет скоростью распада личности, она происходит на наших глазах, на трех листках бумаги. Очень сложная композиционно работа «Ковчег», она отсылает зрителя к началу человечества, его колыбели, предлагает вспомнить, кто же на планете главный. Впрочем, современное искусство каждый интерпретирует по-своему.

— Художник отражает свое время. Что переживали мы на рубеже восьмидесятых, девяностых? Уход привычной реальности, страна рухнула на наших глазах и родилась заново, и это был страшный процесс, ведь наш привычный мир был уничтожен, ты ощущал себя неприспособленным к новому условиям, балансировал на грани гибели. Власов передал этот трагизм эпохи, ведь и сам он ушел очень рано, в сорок лет, — продолжает Eлена. — В чем-то его манера сродни немецким экспрессионистам, они тоже творили на фоне развала Eвропы, Первой мировой войны, которая разрушила все основы гуманизма. Художник сродни медиуму, он пишет так, как чувствует, несет непосредственный эмоциональный посыл, его творчество — отпечаток времени.

ЕЛЕНА РЫНДИНА

— Выставка получилась многоуровневая, объемная и глубокая -впервые такого масштаба за последние 20 лет, спасибо жене Олега Ольге, которая бережно сохраняла его работы на протяжении всех этих лет, — говорит Олег Федоров, друг Олега Власова, художник, лектор, просветитель и главный инициатор выставки. — Как живописец он оставил не так уж много работ. Но каждая из них — этап в жизни, результат долгого периода обдумывания, проживания… Он был по-настоящему неравнодушным и внимательным зрителем, читателем… Свободным от принадлежности к каким-то профессиональным сообществам и группам художником, человеком. Перелистывание альбомов, чтение книг, неспешные, продолжительные прогулки по залам московских и питерских музеев, а потом обсуждение увиденного, прочитанного, прочувствованного были весомой частью нашей жизни, возможно, наиболее важной частью, которая потом, а иногда и сразу, моментально, выливалась в написание и делание своих картин, текстов, стихов, линогравюр, рисунков… Несмотря на обилие имен и явлений, оставивших свой след в творчестве художника, главным и абсолютно непреложным для меня остается следующее — за каждой работой Олега стоит его личность, его индивидуальность, душа. Олег Власов был. Почему был? Eсть. Художник всегда остается быть в своих работах. Присутствует незримо. Живет внутри каждой. Воздействует на зрителя. Делится своими мыслями, беспокойством, грустью, теплом. Существует.

ЕЛЕНА РЫНДИНА

Что касается того самого фильма, созданного в 1989 году по случаю открытия выставки «Улицы и мы», журналист спрашивает молодых художников: «Считаете ли вы себя авангардистами?» Ответ: «Ни в коем случае. Об авангарде, как это ни парадоксально звучит, можно говорить сейчас только в прошедшем времени. Мы просто делаем то, что делаем, как чувствуем, как мыслим.»

Выставка «Жираф, канатоходец и флейтисты (20 лет спустя)» продлится до 3 декабря, возрастная категория 12+.

***
фото: Олег Федоров на открытии выставки;Керамика Олега Власова;«Канатоходец».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта