X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Ты больше не будешь плакать!

Август — самое время, перефразируя слова Константина Паустовского, поговорить о любви, «потому что мы до сих пор не знаем, что это такое».

«Ты больше никогда не будешь плакать!» — пообещал когда-то Слава Зое. И вот уже 55 лет он держит слово. Все эти годы он старается: поет для нее, носит на руках, кружится с ней в вальсе, учит стихи, во всем помогает. Зоя отвечает тем же. Она подарила ему дочь, умеет направить, уговорить, смягчить. А судьба наверняка считает, что с этой темой справилась на отлично, ведь в августе семье Зои и Вячеслава Самойленковых исполнилось 55 лет.

Поговорить о секретах этой семьи решила с их дочерью Татьяной. Она наверняка знает многие семейные истории, а еще мне хотелось узнать, сумела ли Таня разгадать, в чем их секрет.

Конечно, всегда интересно, как люди встречаются и решают быть вместе навсегда. С этого начали беседу и мы.

«Моя мама родилась и закончила школу в поселке Пограничном Приморского края. Папа Слава родился и жил до пяти лет в Новом Осколе, потом в Салавате, в Башкирии». Но что для судьбы расстояния? Служить Вячеслав Самойленков отправился в пограничные войска, в Приморский край, поселок Пограничный.

Заприметил девушку Слава на соревнованиях по волейболу, однако подойти не решился. Знакомство состоялось в конце декабря 1967 года в подшефной погранотряду школе на новогоднем вечере, где Слава пел в ансамбле. Они и песню ту помнят: «Вода, вода». Потом Зою пригласили в погранотряд на празднование Нового года. Там они танцевали и, как любят вспоминать, «елку свалили взглядами».

«Отпускали солдата в увольнение редко, писали письма друг другу. Папа звонил маме на работу, волновался, когда слышал: «Райком комсомола, Тимохова…» Через месяц, в день рождения мамы, 31.01.1968, пришел с букетом искусственных цветов, где же в январе в Приморье том найти живые, и альбомом для фото. Так и служили, работали, любили, скучали».

В июле Слава должен был демобилизоваться, три года службы заканчивались, но опоздал из увольнительной (задержался на свидании) на пять минут, его наказали, оставили еще на одиннадцать дней. С тех пор Вячеслав Иванович очень пунктуален. И в эти дни точно решил, что без Зои он никуда. Потому нужно было действовать. Сделал предложение. Заказал телефонный разговор с Салаватом, с отцом. Сообщил, что приедет, когда женится. «Долго думал?» — спросил дед Татьяны Иван. Вячеслав ответил: «Я точно решил».

Теперь надо было решать вместе. Зоя к тому времени поступила в сельскохозяйственный институт на агронома, сдала установочную сессию, на работе говорила, что замуж выходить не собирается. Думали, что Славе надо бы поехать домой одному, уладить все там, а потом вернуться, как раз время подойдет, когда можно будет расписаться. Переменить решение помог случай. Зое дала совет одна чудесная женщина, журналистка, которая подсказала, что ни к чему устраивать испытания чувствам, проверять их временем и расстоянием. Не нужно испытывать любовь, раз она пришла, надо быть вместе, беречь и ценить самые важные моменты жизни. А испытания и так будут.

Совет услышали и поехали в Салават уже вместе, мужем и женой.

«Папа поселился у мамы, на кухне поставили ему раскладушку. Быстрее расписаться помогли знакомые, свою роль сыграла и мамина работа в райкоме комсомола. Дедушка Ваня из Салавата послал деньги, бабушка Наташа заняла у знакомых. Свадьба длилась два дня. В первый день праздновали во дворе бабушкиной сестры, готовили сами, платье сшила из парчи мамина сестра Нина, она работала в ателье, фату дала одна знакомая, еще одна продала французские туфли. Цветы, белые гладиолусы, привезли из Уссурийска. Папа купил брюки из лавсана и нейлоновую рубашку. Во второй день ряжеными ходили по дворам знакомых, просили кур, потом варили лапшу. Весело! Родители помнят до мелочей эти дни, лица их становятся такими романтичными и влюбленными».

Дорога в Салават была нелегкой: ехали сначала автобусом до Уссурийска, потом пять суток поездом. Взяли с собой в подарок часы от райкома комсомола (забавно, что часы эти и в Башкирии шли по приморскому времени) и бурые помидоры, чтобы они в дороге поспели и их можно было съесть. Остальные вещи плюс приданое (перина, подушки, посуда, одеяло) мама Зои отправила контейнером.

ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА

«В Уфе молодых встречали родители папы, перед этим была авария на железной дороге, поезда задерживали, все ужасно волновались. Когда прибыли, бабушка стояла у вагона и плакала, юные мои родители бросились успокаивать: «Мама, ну мы же приехали!»

Устроили вторую свадьбу. Платье Зоя привезла, каждый год его надевала потом на Новый год и другие праздники. Три месяца жили с родителями, потом барак с печкой, потом квартира с хозяйкой, потом Вячеславу дали на работе свою. Eго родители хорошо относились к Зое. Славин папа на 20 лет подарил ей вазу и бусы, на 21 -шерстяное платье.

«Мама не стала учиться, ездить на сессии — дорого, далеко, пошла на швейную фабрику завскладом. Потом контролером ОТК. Потом поступила в медучилище и стала фельдшером. При поступлении отметили ее сочинение как лучшее, тема: моральный облик медицинского работника. Ну а через четыре года родилась долгожданная я. Мне, конечно, с родителями повезло. Eсть, например, веселый случай, про который родители любят рассказывать. Когда ехали в Салават после свадьбы, молодые были, отчаянные, попутчики -тоже молодая пара. На одной станции Слава и этот парень выбежали из вагона, запустили сигнальную ракету и бегом обратно — под одеяло прятаться. Вспоминаю как очень счастливые те моменты, когда мы вместе играли и проводили время. Помимо спорта любимая игра — карты. Очень азартно, развивает логику, сообразительность, папа волнуется, спорит, убеждает, мы не отстаем. Я умею играть не только в дурака, но и в деберц, преферанс. Иногда играем и сейчас. Вместе любили ходить на лыжах, баню обожаем. Спорт — наша общая страсть. Любим смотреть соревнования, фавориты — теннис и биатлон.

Помню, когда жили уже в Новом Уренгое, на первом этаже в доме нашем был книжный магазин. Следили, когда привезут новые книги, и бежали, чтобы успеть купить. Вот это было счастье — раздобыть новую книжку. Любили и любим читать. Папа — большой поклонник Владимира Высоцкого. Наверное, потому я и поступила на филфак, потом, правда, переучилась на логопеда, однако рада, что я и филолог. Студенческие годы принесли много радостных моментов. Я повзрослела, научилась самостоятельно жить. Мне кажется, что отчасти во мне реализовалось то, что не получилось у мамы: я стала филологом, потому что любила читать, а потом — логопедом, почти доктором, стала помогать детям. Работаю в детской поликлинике с 1995 года, так что и тут можно увидеть родительский след — медицина, постоянство и верность. Дело свое очень люблю. Маме с папой спасибо, трудно, думаю, было им отпустить меня. Но они справились и очень помогали. Теперь моя очередь».

Когда Таня родилась, трудно было в Салавате, хотя и Слава, и Зоя работали. Слава высококлассный сварщик. Но… трудно было. И с продуктами, и с одеждой, вообще с деньгами. Как-то раз, когда купленное на последний рубль молоко скисло, Слава решил, что надо менять жизнь. Тогда он и пообещал расстроенной Зое, что та больше не будет плакать: «Из-за отсутствия денег уж точно!» Так семья оказалась на Севере. Зоя никак не могла найти работу по специальности, устроилась в банк, который оказался в соседнем доме. Взяли ее инспектором отдела кадров. Так фельдшер Самойленкова стала кадровиком, им и проработала всю жизнь. А тот маленький банк вырос в Запсибкомбанк.

Жизнь в Новом Уренгое была хорошая, вспоминает Татьяна. Молодая, веселая, какая-то общая, на всех. Конечно, много чего не было. По нынешним меркам. Но выкручивались. Почти всегда холодно, потому чай пили и всех, кто приходил, угощали. С тех пор это Танин любимый напиток. С вареньем.

Зоя всегда старалась дочь нарядить, на какие только уловки ни шла, чтобы раздобыть материал на платье. Подруга ее, тетя Людочка, помогала, шила красивые наряды.

«На праздник мама всегда красиво накрывает стол, не важно, будут ли гости. Папа по утрам часто готовит завтрак, варит кашу. Eсть ритуалы, которые обязательно соблюдаются. Новый год, например, начинают отмечать в 19.00 по местному времени, потому как в далеком Приморском крае в это время Новый год уже пришел. Созваниваются с маминым братом. Они очень близкие люди».

В ноябре 2021 года Зоя поскользнулась и сломала тазовые кости, чтобы они срослись, необходимо было лежать больше двух месяцев. «Основное время без движения провела мама дома, папа все делал сам. Не жаловался. Я помогала. Справились».

Очень они любят друг друга. И это проявляется во взглядах, в заботе, в поступках. Когда стало понятно, что на Севере Вячеславу больше никак нельзя оставаться, потому что у него подозревали начало тяжелого заболевания, Зоя очень быстро приняла решение, и они переехали в Тюмень, оставив работу, друзей, налаженный быт.

«Родители следят за здоровьем, очень серьезно им занимаются. Это я тоже считаю проявлением любви друг к другу, к себе, ко мне. Сохранять здоровье, по-моему, главная забота взрослых родителей. Остальное дети уже должны научиться делать сами, советы им не особо нужны, им нужно жить свою, уже тоже взрослую жизнь. И помочь им в этом родители могут, заботясь о себе, о своем здоровье. Вообще, меня особо не воспитывали. Не ругали, а я почему-то всегда хорошо училась. Вспоминаю, бабушка мне говорила, что «надо маму беречь». И я берегла, не хотела огорчать. Мама со мной всегда очень обстоятельно разговаривала, много объясняла, всегда отвечала на все мои «почему» и «зачем». Вот такой счастливой, как у них, семьи у меня не случилось. Но если у человека много любви, он всегда найдет, куда ее направить. За годы жизни в Тюмени мои друзья стали их друзьями, детьми, внуками. Родители искренне всех любят, поздравляют, заботятся, считают своими. Не растеряли и тех, с кем взрослели, становились на ноги. Любовь, только она позволяет все пережить и принять. Вот эта невозможность жить друг без друга, готовность к самопожертвованию, как бы пафосно это ни звучало. Терпение. Общие традиции. Общие интересы. Но и понимание, что у каждого могут быть свои интересы и хотения. Поддержка. И уверенность, что по-другому никак не прожить. И невозможно представить себя без своей «половинки».

Раньше родители были неизменными участниками почти всех наших детских праздников, и на Масленице вместе веселились, и в гости ходили, в театры, на концерты. Сейчас я стараюсь маме с папой организовывать маленькие радости, которые, возможно, они не устроят себе сами. Были они на индивидуальной экскурсии с чаепитием в доме-музее Машарова со всеми друзьями на день рождения мамы. Отдыхали в «Сибири». Папа записал их с мамой любимую песню в профессиональной студии звукозаписи, голос у него до сих пор отличный. Пять лет назад, в год их золотой свадьбы, после торжественной регистрации и встречи с друзьями отправились на белом лимузине-карете в аквапарк, после их ждали номер в отеле и ужин в ресторане. В этом году я решила снова подарить им акварадости в «Лето-Лето». Вода, волны пусть напомнят им про путешествия.

Разве может быть что-то увлекательнее истории про любовь? И пусть история семьи Самойленковых будет долгой и по-прежнему счастливой.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта