X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Картины пахнут огурцами

Стоит открыть хитрую, сливающуюся с забором дверь, как ты попадаешь в прекрасный сад художника. Три недели в доме номер 21 на улице Дзержинского жил и работал омский художник Дамир Муратов.

Куратором проекта «Домик художника», завершившегося 8 августа, Ираидой Нехаевой двигала идея выйти за рамки университета -она профессор кафедры философии в ТюмГУ. Ираида мечтает, чтобы в будущем улица Дзержинского ассоциировалась с этим садом, чтобы о ее старом названии не забывали.

Какая первая ассоциация возникает, когда мы слышим словосочетание «пешеходная улица»? Наверно, Арбат.

— Ассоциации в нас живут, и мы хотим, чтобы у нас это был не Арбат, — рассказала Ираида Нехаева. -Дамир предложил концепцию сада художников, потому что до Дзержинского улица носила название Садовая и здесь действительно много художников. Мы надеемся, что когда-нибудь мы откроем карту, где так и будет написано — «Сад художников». Другая наша задача -изменить культурный статус города. Хорошо было бы, если бы у нас была арт-резиденция, и художники со всей страны могли приезжать и продолжать наш проект, чтобы символы, дух места могли отражаться в различных техниках, работах, взглядах.

Интерес к проекту был большой, горожане стали заглядывать уже в первый день. Что делал художник?

Писал Тюмень, девять плодов его труда созрели к закрытию проекта. Работал Дамир Муратов акрилом: «Условия полевые, надо, чтобы высыхало быстрее». Он считает, что картины его и для пионеров, и для пенсионеров — это выражение новосибирской арт-группы «Синие носы» ему очень нравится. У меня же создалось ощущение, что автор не живописует реальность, а преодолевает ее, используя ироничные приемы. Дамир сказал, что ни к чему не привязывается — ни к стилю, ни к городу… разве что немножко к Тюмени.

…Во дворе дома разношерстная публика, накрытый стол с бутербродами с колбасой и огурцами. Молодые люди из поэтической группы «Совпадение» читали стихи -про смерть, любовь и пустоту.

«Я устал, немеют уста… Слова пропали этим вечером, что говорить, когда говорить нечего», — декламировал участник.

Потом все зашли в домик. Несколько авангардные картины хорошо вписались в уютную обстановку старого дома. На работах Дамира Муратова есть характерные пояснения-знаки, как у Эрика Булатова. Например, «Дафть» крупными буквами на черном фоне. Мне вспомнилась «Свобода есть свобода» — нефть как порабощение или свобода? Можно поразмышлять.

Eще «Tyumen». Деревянный домик втиснут в угол из двух крупных домов, неожиданная изломанная перспектива — он как будто задыхается среди наезжающих одинаковых геометричных фигур с черными оконцами.

На другой картине круглая баня, покрытая серыми струящимися волосами. Массовая культура, реклама смешалась с сибирской мифологией.

Запомнилась и картина «Люстра» — в пустом доме зажженные свечи, пустые окна выходят на природу, и в них заглядывает мир. Оттуда как будто тянет холодом, странное сочетание — горящие свечи и этот лед создают живое впечатление встречи двух миров: городского и природного. Мы, горожане, думаем, что мир подчиняется нам, но все-таки природа, смерть, разрушение заглядывают в наши уютные окна.

Все арт-объекты, выполненные художником, остались в городе.

Инна Бардакова

***
фото: Дамир Муратов, в центре Галина Якубова, справа Гульнара Морозова;Во дворе дома-усадьбы купца Новоселова на Дзержинского, 21.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта