Чувствуешь себя бульдозером, которому все по плечу
Когда мы договаривались с таксисткой Надеждой Дюльдиной о встрече, она вдруг предложила «полное погружение» — отправиться с ней на день в Тобольск. «Да, по времени получится долго, но вы сами все увидите и услышите… А еще в Тобольске есть место, где готовят волшебные шашлыки. Уж кто-кто, а таксисты знают стопроцентные варианты дешево шикануть».
Я не могла отказаться от такого заманчивого предложения. Но, к сожалению, пассажир — постоянный клиент Надежды Сергей — сказал, что он будет слишком уставшим после ночного перелета. Но сообщения Надежды создавали ощущение, будто я находилась рядом с ней. Неспешная, щурящаяся на солнце, в полудреме после шашлыка из баранины — такой водительницей Надя предстала в перерыве в Тобольске, откуда написала мне: «Пекусь под солнышком. Здесь целых плюс восемь градусов…» Да и секрет шашлыков раскрыла — «место достаточно старинное, называется «Шарк», находится у трассы».
Надежда Дюльдина — мать двоих детей, работает в такси больше десяти лет, сейчас самозанятая в «Яндекс.Оо». До такси девушка десять лет работала официанткой, барменом, администратором в холдинге «Максим», в компании «Eвраз». Потом развозка, проба пера с подбором попутчиков и устройство в сервис такси «Максим» на своей машине. Другого выбора тогда у начинающего таксиста практически не было.
— Тогда в Тюмени были известны сервисы «Дрим», «Олимп» и «Максим», — рассказывает Надежда. — В «Дрим» брали только с трехлетним стажем, в «Олимпе» нужен был отдельный телефон, который я не могла себе позволить. Пошла в «Максим», с 2012-го по 2016 год работала.
И там ее повысили до «бизнес-класса». На вопрос, как попадают в бизнес-класс, Надежда отвечает шутя: «Не по принуждению, просто так не пройдешь — кандидата оценивают по многим критериям».
Одна из веских причин, по которым Надежда работает таксистом, — это любовь к рассветам и закатам.
— Вообще все, что связано с небом — это моя страсть. Вот бы мне камеру в зрачок, чтобы я могла передавать это людям точно так, как я вижу, — добавляет Надя.
Дальние поездки для нее давно норма. Говорит, едет куда попросят. Как-то был заказ: Тюмень -Курган — Челябинск — Eкатеринбург. Она ездила с напарником. Во время долгих поездок успевает делать косметологические процедуры, в машине у нее есть все, что нужно. «Eсли подводка поплыла — это катастрофа».
Увесистый повод любви к междугородним заявкам — возможность побыть наедине с собой, со своими мыслями, с долгой (по сравнению с городской) дорогой и музы -кой для души.
— Eсли в каком-то направлении еду пустая, никто не отвлекает, я просто слушаю музыку, любуюсь пейзажем, размышляю о чем-то или, наоборот, отвлекаюсь от чего-то, — говорит Надежда.
Надежда не фанат какого-то определенного жанра или группы, все очень ситуативно. Но без музыки не может совершенно.
— Музыка для меня — это дополнительная батарейка. Настроение моментально может измениться как в хорошую сторону, так и в плохую. Бывает, такие песни попадаются, что аж горло перехватывает. Eсть песенки, которые слушаешь, когда доходишь до точки… Нужно прореветься, я включаю, плачу, а затем без клокочущих эмоций работаю дальше. Или, представьте, с утра снегопад, дороги нечищеные, ко мне пассажир садится, а у меня играет Rammstein. И он говорит: «Да только под такую музыку таким снежным утром и двигаться». Музыка не дает заснуть, бодрит. Чувствуешь себя бульдозером, который гребет по этому снегу. Обычно, если я еду с пассажиром, включаю стандартный плейлист, deep house. Себе же включаю плейлист, где собрано все подряд, рок сменяется классикой, за Вагнером следует «Король и шут». Чтобы монотонность дороги в одиночестве не угнетала нервную систему, и, соответственно, я не начала терять бдительность. Пассажирам в городе, я поняла, заходит волна DFM -музыка девяностых нравится и молодежи, и тем более людям постарше.
Сама Надежда как пассажир ездит редко, но, если так получается, берет наушники — и то только из-за того, что не всегда бывает в настроении, чтобы говорить с таксистом, а таксисты попадаются очень разговорчивые.
— Важно таксисту знание психологии?
— По моему опыту, лучшие психологи как раз таксисты, мастера маникюра, бармены. С таксистами вообще срабатывает синдром попутчика, закон дороги. Я умею слушать, делать выводы. Часто просят совета: вы человек незнакомый, беспристрастный, можно я поделюсь с вами, как вы это видите? Человек, не умеющий слушать, не умеющий видеть неявное, не умеющий контролировать свои эмоции и реакции — ему в такси не сработаться никак. Тут надо уметь принимать, гасить конфликт в зародыше, иногда нужно просто промолчать.
Надежда соблюдает субординацию, общается с клиентами на вы.
Любые советы во время вождения пресекает на корню, объясняет, что за рулем не первый день. Правда, тех, кто лез под шкуру, можно по пальцам пересчитать.
— Я говорила им: «Eсли вам что-то не нравится и вы решили поиграть в инструктора, можете заказать другую машину».
Частый вопрос, который задают ей пассажиры: «Девушка, а вам не страшно?» Надежда в этом плане фаталист — ей не страшно. «Кому суждено сгореть, тот не утонет», -говорит она.
Даже если происходит конфликт -и серьезный, она считает, что он бы все равно случился, не здесь, так в другом месте.
— Хороших людей все равно больше, — смеется она.
Теперь на набивший оскомину вопрос Надежда отшучивается: «А вам не страшно ко мне садиться?» В итоге почти всегда поездка проходит хорошо.
***
фото: Надежда Дюльдина.