X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Ноги в саже, мозоли болят, но я бегу

Двое суток, 163 километра пути и ночной забег -такое испытание в начале июля преодолели участники маршрута «Росомаха».

Старт в районе деревни Макуй Свердловской области и финиш в районе поселка Новотарманского Тюменской области. При построении дистанции использовались спутниковые снимки, лесоустроительные карты и карты охотничьих угодий, организаторы проехали не одну сотню километров, учли положение дорог, бродов, лесных завалов и оптимальных мест обхода населенных пунктов. На маршруте участников ожидали грунтовые полевые и лесные дороги, поля, кочкарники, ручьи и болота.

Интересно заглянуть в снаряжение: часы с функцией GPS с записанными треками всех этапов пути, три фонаря — основной налобный, запасной и красный габаритный фонарь (крепится сзади на рюкзак либо на одежду), сотовый телефон в гермоупаковке с телефонами организатора и экстренных служб, нож, сигнал охотника и три шумовых заряда, футболка и спортивные штаны максимально яркой заметной расцветки, сигнальный жилет, запас питья и еды, громкий свисток, ветрозащитная куртка, аптечка, беговые трейловые кроссовки с агрессивным протектором.

«Росомаха» стала серьезным испытанием, признается победительница дистанции Виктория Молчанова.

— На первом этапе в 30 километров сложный участок проходил через поле, — вспоминает Виктория, — мягкая, мокрая, рыхлая земля налипала на кроссовки, мешала бежать. В трех километрах до финиша опустился густой туман, видимость ухудшилась, чувство восхищения природой сменилось страхом потерять впереди бегущий маячок. Второй этап — дистанция уже 60 километров. В высохших лужах следы диких животных: кабана, косули, крупных птиц. Страшно, а вдруг медведь! Как только следы закончились: трава по пояс, борщевик, поваленные деревья, заросшие травой. В какое-то мгновение в папоротнике с меня ростом трек заглючил. Меня здорово накрыло, но я собралась и решила искать следы поваленного папоротника, где бежали ребята. Нашла — можно выдохнуть, продолжила бежать по протоптанной траве. Как только теряла следы, возвращалась к тому месту, где четко было видно, что здесь ступала нога человека. Третий этап в 46 километров — самый сложный. Поспать не удалось, появились первые мозоли, как могла залепила их пластырем. Проверка снаряжения, осмотр врача, допущена к старту… Уже уставшие ноги все больше забиваются, дубеют. Постоянно спотыкаюсь, вспоминаю разные ругательства. Паутина в мой рост уже не страшна. Прошла сухой брод, ЛЭП, опять поваленные деревья, высокая трава… казалось, это не закончится никогда. Но нет, еще немного, и появилась тропа. Начало светать, туман выпал росой, я бреду по полю, которое раньше горело, ноги в саже, мокрые, новые мозоли, старые болят еще сильней. Финиш! Трудно описать состояние, в которое погружаешься: вроде бы и в сознании, но плохо слышишь окружающих — и при этом понимаешь, что от тебя хотят. Измерили давление, температуру. Ребята помогли снять обувь, переодеваться сил не было, даже замок внизу штанины расстегнуть не могла. Не помню, не знаю, как и кто расстелил наши мешки, но еще две минуты, и я вырубилась…

На вопрос, зачем такой экстрим нужен, Виктория отвечает просто:

— Когда выходила на старт, знала — легко не будет. Даже в самые сложные моменты не возникало мысли, зачем мне это нужно. Цель была одна — дойти до конца. Иначе быть и не могло, ведь дома, сжав кулачки на удачу, ждали муж и три сына. Трасса интересна тем, что воссоединяет с природой. В повседневной жизни нас окружает шум машин, людей, суета. В лесу ты чувствуешь свободу мыслей, движения. Чем дольше бежишь, тем больше становишься частью леса.

Вторая цель — проверить свои возможности. Это не только физические, но и моральные, психологические испытания. В те моменты, когда казалось, что все, больше нет сил, хорошо работали волевые качества, стремление к победе.

Михаил Лыков, победитель маршрута «Росомаха», считает бег своим учителем.

— Он учит меня терпению не только на дистанции, но и в других жизненных обстоятельствах, учит быть добрее, учит благодарности, дисциплине. Было нелегко, особенно на ночном этапе в 46 километров. Ноги все сбиты и в мозолях из-за ночной росы, я запинался о корни деревьев, поспать между этапами не удавалось, но я понимал: надо еще бежать. Бег — это целая наука, наш природный инстинкт, он необходим, чтобы как минимум быть здоровым и крепким. Бег протянул мне руку, когда я был на дне своей жизни и уже умер нравственно от употребления наркотиков и алкоголя, он воспитал во мне новую личность, подарил надежду и ощущение счастья, создал цель и сделал мою жизнь полноценной. Я бегаю с января 2020 года. Нельзя откуда-то уходить, надо куда-то идти. К счастью, так устроен мир, когда ты куда-то идешь, автоматически откуда-то уходишь.

Цель маршрута — обеспечить максимальное погружение в естественную среду при сохранении здорового спортивного соперничества. Как бонус — потрясающий вид на Туру. Об этом говорит Виталий Боров, один из организаторов забега:

— Несмотря на то, что бег -естественный способ передвижения для человека, раньше его популярность оставляла желать лучшего. Внутри каждого из нас есть желание отдохнуть от суеты, насладиться спокойствием и умиротворением, оставить дела в стороне и испытать чистые, незамутненные ежедневными бытовыми задачами эмоции. Можно попытаться бегать по незнакомым районам города, по соседним кварталам либо вокруг дома, но урбанистический пейзаж неестественный для человека, он не позволяет переключиться и отвлечься, и бегун начинает забегать в парки. А впоследствии оказывается, что можно бегать не только в парках, но и по специальным маршрутам, которые проведут по красивым природным местам.

Предположу, что это — один из путей в трейлраннинг. А дальше -больше, и вот уже не пять и не десять километров за плечами, а все 50, 100 и даже 163 километра маршрута «Росомахи».

В беге на ультрадистанции нет случайных людей, уверен Виталий.

— Сказка про «встал с дивана и пробежал сто километров», конечно, красивая, но мы стараемся отсеивать таких любителей ради их же блага, — говорит он. — Трейл не предполагает бульварной плитки и шоссейных отрезков, нормой можно считать поваленные деревья, шиповник, кочкарник, броды и прочие прелести природы. Предварительно организатором обследуются все без исключения марш -руты, пробно проходятся и пробегаются для обозначения присутствия человека, выполняется по мере необходимости корректировка во избежание мест ветровала и бурелома, глубоких болот, а также мест пребывания зверей. На всякий случай обеспечиваем участников шумовыми зарядами. Пункты питания и судейские пункты были расставлены таким образом, чтобы в случае поисково-спасательных работ участник нашелся оперативно. На маршрутах имелась медицинская поддержка участников: осмотр предстартовый, в перевалочных лагерях, а также при обращениях за помощью. При построении дистанции принимались во внимание вопросы логистики, безопасности, трансфера. Судя по отзывам, подарить спортсменам незабываемые впечатления нам удалось.

***
фото: Михаил Лыков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта