X

  • 06 Сентябрь
  • 2024 года
  • № 96
  • 5595

«История Северного круга»»

Необычный спектакль «История Северного круга» — научно-фантастическую притчу для семейного просмотра по мотивам повести Юлии Кузнецовой — показали 23 и 24 сентября в молодежном театральном центре «Космос».

«Мир пережил экологическую катастрофу, и люди заново выстраивают свою жизнь. С помощью кукол и объектов расскажем историю взросления двенадцатилетнего мальчика Дина, принимающего непростые решения в постапокалиптическом мире», — таково описание спектакля. На мой взгляд, спектакль больше получился о человеке, чем об экологии. Экология души, если угодно. Ответственность и выбор. Да-да, нотки Достоевского в этом спектакле, поставленном режиссером Фамилом Джавадовым из Санкт-Петербурга, присутствуют. Только вместо «твари дрожащей» в притче Кузнецовой некие талюки:

«- Это просто жуки!

— Трина, ты шутишь? Это единственный вид животных, который может существовать в нашем климате. Остальные — только в Оранжерее!

— Но какой смысл в жуках?

— Ты забыла? Большой Цоер сказал: мы должны пытаться сохранить каждый вид живого».

Проект объединил два города. Из Тюмени в нем участвуют Антон Нестеренко, актер, режиссер, и Юлия Графеева, актриса театра кукол. На входе в зал толпятся яркие женщины под предводительством Веры Баровой, исполнительного директора благотворительного фонда развития Тюмени. Дело в том, что сейчас Антон Нестеренко, актер спектакля, ставит ежегодную благотворительную постановку на тему Тюмени. Участники этого спектакля пришли посмотреть на профессиональное мастерство своего режиссера.

Зрителей сразу проводили на сцену. Там же располагаются стулья и актеры. Подобное практикуют в «Космосе» не впервые. Интерактив. Камерность. Работа со светом, который в этом спектакле не менее важен, чем персонажи. Описать спектакль почти невозможно, это надо видеть. Ощущение космоса, зияющей пустоты и одновременно уютного маленького домика. Ты сразу погружаешься в атмосферу -разные уровни, срезы жизни: северные легенды и современные школьники, которые так часто повторяют «круто», что это, наверно, уже не совсем круто. Ирония и юмор насыщают спектакль и оставляют теплое ощущение на контрасте с зияющей космической пустотой.

ИННА БАРДАКОВА

«Мама попросила, чтобы я не ходил к талюкам.

— Это из-за снега, — пояснила она. — Большой Цоер сказал, что зеленые прожилки в последнее время появляются все чаще. И еще Розовый лес и пастбище слишком далеко. Пожалуйста, Дин, не надо…» — так начинался спектакль по произведению Юлии Кузнецовой «В Северном круге».

Все звуки спектакля доносятся как будто издалека. Нарочитые повторения в спектакле создают ощущение, будто ты сидишь у костра в чуме, а за окном метель.

Планшетные куклы героев интересно сделаны, например, одна кукла — просто труба с глазом -впечатляет. У мальчиков на головках вместо лиц — фотографии. Напоминает отчасти анимацию и авторский театр кукол Резо Габриадзе. Только здесь больше упора на общую атмосферу, музыку, свет. Сценография спектакля решена просто и, в отличие от текстового материала, не перегружена фантастическим.

Зрителям нужно было приготовиться, что «прожилки» — это пустяки, будут слова еще заковыристее. Например, лагриум -«прозрачное, как слеза, полезное ископаемое, и наши ученые обнаружили, что из него можно делать все. Дома, одежду, мебель, посуду, даже еду! Папа сказал, что в древние времена люди использовали нефть. Но после вспышки лишающей болезни никто даже вспомнить не мог, где ее добывали. Так что лагриум всех спас, да и дома из него получались лучше, чем из снега».

Остается вопрос: какую жертву можно принести для достижения своей цели и насколько это этично (у героя болеет сестра и, чтобы ее вылечить, он приносит в жертву некое существо). После спектакля я спросила юного Романа (ему десять, чуть меньше, чем полагается — возрастной ценз 12+), понял ли он, о чем пьеса. Спектакль мальчику понравился, он рассказал, что спектакль про экологическую катастрофу и о том, как два мальчика вылечили девочку. «Декорации прикольные», — отметил Роман.

…Уже дома я решила прочесть книгу Юлии Кузнецовой (так бы, на слух, и не запомнила все экзотические названия). Наверно, все-таки это ощутимый минус, когда спектакль требует разъяснений. А может, как раз и хорошо, если зритель после похода в театр берется за книгу.

***
фото: Первая сцена спектакля;Пастух Чойри успокаивает талюка.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта