Икона в полиэтиленовых розах
Удивительную икону я встретила в винтажной лавочке за триста рублей.
Хозяева украшали ее как могли: за полиэтиленовыми розами — золоченая фольга. В деревенских храмах можно найти целую подборку таких трогательно-наивных иконок, украшенных бумажными цветочками и вырезками из журналов. Это так называемые «советские иконы» — сложные религиозные бриколажи, которые изготовляли сельские и городские мастера в СССР. В качестве основы использовались чаще всего советские фотографические иконки, реже дореволюционные, литографические или писаные. Их помещали в центр деревянного киота, украшали декором из различных материалов — от фольги, бумаги и лыка до проволоки, птичьих перьев и сухоцветов — и закрывали стеклом.
Рукодельные иконы — явление не только религиозной культуры эпохи СССР, это и социальный феномен, и многообразное, богатое наивное искусство. На протяжении своей истории они оказывались в центре сложных социальных взаимодействий, играли важные роли в домашнем и сельском пространстве.
Я предложила своим знакомым придумать иконе хозяйку.
Самая интересная версия получилась у Оксаны Климеровой, хотя сама история и биография женщины — непридуманная.
Мавра Бакумовна жила рядом с железнодорожным переездом. Она была тихой, интеллигентной старушкой. К ней ходила соседская ребятня — подтягивать математику. В околотке Мавру Бакумовну уважали, считая старорежимной учительницей. Поговаривали, что с приходом новой власти на ее глазах убили отца и брата как пособников контрреволюции. После этого она слегка «тронулась».
Жила в маленькой избушке с закопченными окнами. Но всегда выглядела так, что самый последний шалопай на районе снимал кепку и склонял голову в почтительном приветствии, завидев ее на пути. Она никогда ни на кого не повышала голос. И все родители знали, что проблемы с математикой у отстающих можно решить с помощью пары домашних занятий у нее за десяток яиц или трехлитровую банку молока.
Обстановка дома Мавры Бакумовны, если так можно было назвать ее ветхое жилье, пристроившееся к старому железнодорожному бараку, ничем не вызывала зависти соседей и никогда не интересовала злоумышленников. Брать здесь было нечего. Eдинственной семейной реликвией было типографское изображение Иисуса Христа в окладе из цветной фольги — фантиков, в которые были завернуты конфеты, что иногда приносили ей горе-математики.
Когда Мавра Бакумовна окончила свой земной путь, ее провожали всей улицей. Кладбище -через дорогу. Потом пили кисель и ели рис с изюмом, пирожки с картошкой и жареным луком, вспоминали добрым словом тихую соседку. Домик скоро снесли. Перед этим иконку кто-то принес в школу. Она стояла в кабинете пионервожатой, а потом оказалась на барахолке.
***
фото: Икона Спасителя.