Проблемы отечественного производителя
Завод ООО «МИМ» строит четвертый производственный корпус в Мальково. Сдать его в эксплуатацию планируется во втором полугодии 2024 года.
Строительство расширит производственные площади завода, ведь существующих уже катастрофически не хватает, говорит генеральный директор завода Николай Ковбасюк.
Новая продукция на заводе появляется постоянно, хотя процесс, конечно, не быстрый: разработать техническую документацию, закупить оборудование и оснастку, выпустить образцы, пройти полный процесс регистрации медицинского изделия, в том числе -технические, токсикологические, клинические испытания, получить регистрационное удостоверение и только после этого выходить на рынок. С вводом нового корпуса предприятие могло бы расширить линейку шприцев для шприцевых насосов. Шприцевые насосы используются в медицине вместо капельниц.
— Сейчас у нас на выходе шприцы 20 мл для шприцевых насосов, — рассказывает Николай Ковбасюк. — Это не просто шприцы. К ним предъявляются особые требования, связанные с плавностью хода, точностью и скоростью ин-фузии, давлением, создаваемым насосом.
— А сами насосы тоже можете производить?
— Нет. Это сложное оборудование, а мы производим одноразовые изделия из пластика. Мы знаем, сколько будет стоить конечный продукт, знаем объемы рынка. Мы не знаем, сколько нам удастся выиграть у иностранных конкурентов. Дело в том, что мы живем в ситуации, когда государство нас не защищает. Шприц законом рассматривается как расходный материал для шприцевого насоса и правила применения такого расходного материала диктует производитель шприцевого насоса. 80% клиник России оснащены шприцевыми насосами немецкого производителя B.Braun, который производит и насосы, и шприцы, и в инструкции к шприцевому насосу указывает в качестве совместимых только шприцы немецкого и японского производства. Наш завод единственный в России прошел процесс регистрации шприцев для насосов в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7886-2 «Шприцы для использования с автоматическими насосами инфузионными шприцевыми». Кроме того, мы неоднократно обращались к немецкому производителю B.Braun с просьбой провести испытания шприца «МИМ» на базе лаборатории B.Braun, но наши обращения остались без ответа. До сих пор многие клиники России, ссылаясь на инструкцию немецкого производителя, отклоняют нас от участия в аукционах.
— Но ведь ваша цена, наверное, конкурентоспособна?
— Конечно. Мы готовы конкурировать своей ценой. Но имеющаяся нормативная база зачастую не позволяет нам в принципе участвовать в аукционах со своим шприцем.
— Какой поддержки вы ждете от государства?
— Импортозамещение возможно только при законах, которые отдают предпочтение отечественному производителю. Сегодняшние меры поддержки рассчитаны в основном на крупные холдинги, у которых большие обороты, большая выручка. Мы просим: дайте помощь всем производителям медицинских изделий. Фабрики Китая, Индии производят гораздо больше, чем мы. У них население больше и себестоимость всегда будет ниже. Например, шприц-манометр (изделие для раздувания баллонного катетера для установки стента) американского производства стоил четыре-шесть тысяч рублей. С момента принятия решения запустить в производство шприц-манометр на нашем заводе до начала реального производства этого изделия прошло пять лет, за эти пять лет было закуплено оборудование, пройден сложный процесс испытаний и регистрации новой продукции. И вот мы вышли на рынок с нашим изделием, а на рынке появилось уже более пяти китайских производителей. Стоимость их шприцев-манометров падала в 2022 году на тендерах до 800 рублей за штуку, а у нас себестоимость выше. Из-за демпинга продавцов китайских шприцев-манометров мы год проигрывали аукционы, то есть год у завода не было продаж этого изделия, несмотря на то, что мы единственный завод в России, имеющий полный цикл производства шприцев-манометров. Китайский производитель дешевых шприцев-манометров — это крупный государственный завод, естественно, объемы производства у них раз в сто больше, чем у нас. Нам не нужны деньги, мы существуем за счет собственных средств. Мы заключили инвестиционный проект с областью, на сегодняшний день идет строительство четвертой очереди, за ним у нас в проекте есть еще строительство корпуса, но это уже перспектива. У нас все есть. Eсть территория, есть желание, есть способности, наши знания, компетенции для того, чтобы разрабатывать и осваивать новое, но нужна законодательная база поддержки российских производителей. В Казахстане и Республике Беларусь такая есть. Eсли вышел в аукцион местный производитель, все остальные автоматически отклоняются. Я хочу понимать, что, вкладывая сегодня средства, мы начнем через два, три, четыре года зарабатывать.
Кроме шприцев для шприцевых насосов, наш завод производит более ста наименований медицинских изделий для хирургии, инфузионной терапии, гинекологии, проктологии, отоларингологии. Продукция завода поставляется во все регионы России и некоторые страны ближнего зарубежья — Казахстан, Армению, Узбекистан, Киргизию, Белоруссию, были также разовые поставки в Азербайджан, говорит коммерческий директор Татьяна Красуцкая. В штате предприятия -130 человек.
***
фото: Ковбасюк Николай Васильевич; Попов Василий Михайлович.