X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Пусть джедаем ты не станешь

Чему учит космос, знает космонавт-испытатель, герой Российской Федерации Александр Мисуркин. О выученных уроках — как действовать эффективно в условиях неопределенности, Александр Александрович рассказал студентам и участникам промышленного энергетического форума, который прошел в сентябре в технопарке.

«В стремительно меняющихся условиях мы все должны постоянно учиться новому», — начал Мисуркин. Выступление космонавта сопровождал видеоролик о работе космонавтов на МКС. Александр Александрович за три полета четыре раза выходил в открытый космос, находился там в общей сложности 28 часов 13 минут.

Родился Мисуркин в Смоленской области, на родине первого космонавта Юрия Гагарина. В середине 90-х на уроке, посвященном выбору профессии, задумался: а чем бы хотел заниматься в жизни? Александр увлекался научной фантастикой, любил фильм «Звездные войны». Джедаем стать нельзя, но хотя бы слетать на околоземную орбиту надо. Спросил совета у учительницы, и она за десять секунд придумала план, как стать космонавтом. А дальше Александр стал его потихоньку реализовывать.

Первый пункт — занятия в аэроклубе. Второй — стать летчиком, а третий — стать космонавтом. В аэроклуб Александр пришел в тринадцать лет, но его отправили домой — мал еще. А ведь жизненный план горит, надо что-то делать! Через пару месяцев он снова пришел в клуб, но сказал, что ему пятнадцать. Инструктор был другой, и номер прошел. Так что летать на планере он начал раньше, чем разрешено.

После окончания авиационного училища служил летчиком, старшим летчиком, командиром авиационного звена гвардейского учебно-авиационного полка. Стал искать информацию, как попасть в отряд космонавтов. В то время не было никаких организованных наборов. Мисуркин услышал радиопередачу об отряде космонавтов, разыскал телефон контактного лица и через него подал заявление. Этот случай он подает как пример настойчивости в поиске выхода из ситуации неопределенности.

Кандидату в космонавты надо пройти миллион медобследований. Набор раз в пять лет, конкурс 400 человек на место. Медики проверяют кандидатов тщательно, ведь необходимо, чтобы кандидат был здоров не только на момент обследования. Он должен выдержать десять лет подготовки к полету, а потом еще и несколько раз успешно слетать в космос.

— В условиях неопределенности очень важно принимать и риск, и ответственность за этот риск на себя. Такой вывод я сделал тогда. При выборе надо быть готовым, что результат может быть негативным. Особенно если ты лидер. Как только попытаешься спихнуть ответственность со своих плеч, сразу потеряешь авторитет в команде.

А вот смысл ведения личного дневника стал ему понятен только после первого полета в космос. Когда Александр проходил послеполетную реабилитацию, ему предложили с группой путешественников-экстремалов поехать в Италию, чтобы обрести новый для себя опыт — выживания в пещере. Так вот в пещере при свете фонарика Мисуркин стал вести дневник. Потом оказалось, что это была не школа выживания, а тренинг по командной работе. Руководитель тренинга все время ему говорил: продолжай улыбаться. Eсли ты лидер, то даже невербальным поведением должен внушать подчиненным уверенность.

— Я пересмотрел свои взгляды на работу в команде, на то, что значит вообще команда и без чего ее быть не может, — рассказывает космонавт. — Тогда я понял, что фундаментальная основа команды — это общая цель и система ценностей, ключевым является баланс доверия и ответственности. Когда растет уровень доверия к тебе, автоматически растет уровень твоей ответственности перед людьми. Их нельзя подвести, ведь они в данную минуту на тебя надеются. И это самый мощный механизм мотивации. Когда я это понял, я пересмотрел весь свой космический опыт. У меня неоднократно спрашивали: какие качества самые важные для космонавта. Я однажды сел и записал эти важные качества. И, проработав это совместно с нашими психологами, могу сказать: важны умение работать в команде, готовность к обучению и стрессоустойчивость. Условия неопределенности, с которыми сталкиваешься в космосе, и те, которые есть на Земле, показывают, что надо обладать одинаковыми качествами.

Сфера рабочих задач космонавта широка. Почему при отборе такое внимание уделяется тому, чтобы кандидат имел запрос на развитие, обучение, личностный рост?

— Потому что ему предстоит сталкиваться в работе с различными задачами. Сегодня ты крутишь гайки, меняя насос, завтра проводишь эксперименты с белками, бактериями, клетками. Послезавтра твоей задачей может стать отладка компьютера или медицинский эксперимент на товарище. Здесь важно уметь качественно коммуницировать с теми, кто остался на Земле: постановщиками экспериментов, специалистами, отвечающими за научную аппаратуру, оборудование, обеспечивающее работоспособность станции. Космонавт, по сути, является их удаленными руками. И ему нужно понимать, что он делает. Не механически выполнять, что скажут, а понимать, анализировать обстановку.

Рассуждал Александр Мисуркин и о техническом прогрессе. То, что в годы его юности было редкостью, стало общедоступным. Например, цифровые фотоаппараты. Прогресс движется быстро, это не стечение обстоятельств, а закономерность. Александр Александрович безмерно уважает достижения отечественной инженерной мысли. 11 сентября 2013 года экипаж в составе Павла Виноградова, Александра Мисуркина (то был его первый полет) и американского астронавта Кристофера Кэссиди возвращался на Землю. При посадке произошла нештатная ситуация: отказали датчики, и экипажу пришлось совершить посадку, получая данные от летчиков авиации поисково-спасательной службы. Все это время Кристофер Кэссиди был крайне напряжен и сосредоточен, он не до конца доверял российской технике. Посадка была совершена благополучно, и только тогда Кэссиди расслабился. А Мисуркин испытал гордость за российских специалистов по космосу.

Гении инженерной мысли позволяют достигать того, чего прежде земляне еще никогда не делали. Мисуркин приводит пример, как в 60-е годы конструировали посадочный корабль для Луны, где еще никто не был.

— Какой грунт там? Для мягкой посадки надо было определиться, к чему готовить аппарат: острые обломки, твердая поверхность или глубокий слой пыли. Имеющиеся теории предполагали разную поверхность. «Луна твердая», — написал на служебной записке Сергей Королев и поставил свою подпись, так он взял ответственность на себя, и автоматическая межпланетная станция «Луна-9» подтвердила его предвидение.

Собственный опыт Мисуркина позднее убедил его в еще в одном важном постулате: способность принимать такие решения дорогого стоит и надо уметь их отстаивать.

На вопрос про заработную плату космонавтов Александр Мисуркин ответил, что деньги должны быть второстепенным мотивом в любой работе. А на вопрос, какая она, Земля, космонавт рассказал, как в его первый полет командир экипажа Павел Виноградов позвал его к самому большому иллюминатору посмотреть на Землю. И убедиться: а все-таки она круглая! «Впервые увидев изогнутый горизонт, я вслух сказал: не могу поверить! А Виноградов шепотом: я тоже. И потом каждый день на десять минут я подлетал к иллюминатору просто посмотреть. Это самое дорогое, ради чего хочется туда полететь».

***
фото: Александр Мисуркин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта