X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Роза и ее татарские демоны

Я сижу под кроватью и с фонариком ищу самого страшного монстра. Кошмар детства? Нет, я наблюдаю за творчеством Розы Тасымовой, молодой тюменской художницы с прочными татарскими корнями. Своей национальной культурой она делится нестандартными способами. Одно дело, когда вас угостят эчпочмаком, и совсем другое, когда покажут чудовищ -такое точно не забывается.

Возьмем убырлы карчык — аналог русской Бабы-яги, она устраивает испытания вошедшим в ее избушку. Например, просит девушку расчесать волосы, а в них запутывает драгоценности. Eсли гостья не поддалась искушению, то уходит от старухи с сундуком, полным драгоценностей, а если оказывается жадной, то в сундуке вместо подарка прячется змея.

Бичура — маленькая женщина -похожа поводками на домового: бьет чашки, кидает поленья, перекладывает вещи, душит во сне, если сердится на хозяина. Из-за нее иногда бросают дом.

Шурале чем-то напоминает лешего — заводит человека вглубь леса и убивает его щекоткой, загоняет до смерти лошадей.

Юха — могучий змей, который принимает образ красавицы и ждет своего избранника у водоема. Мужчина не должен гладить ее по спине, иначе увидит чешую, и ему нельзя смотреть, как она расчесывается, ведь для этого Юха снимает голову.

Оцкур летает в виде огненного шара с зеленым хвостом и выглядит как горящая головешка. Считается, что если Оцкур сядет во дворе какого-либо дома, то кто-нибудь из живущих в нем умрет.

Демоны Албасты могут приходить к людям в разных образах. Самый популярный — образ обнаженной уродливой женщины. У нее спутанные волосы, длинные ногти и три глаза. Чаще всего она охотится на беременных и на рожениц с младенцами. Eсли чудовищу удастся накормить младенца молоком из своей груди, ребенок умирает. Верное средство защиты от Албасты — булавка, прикрепленная к изголовью кровати или к одежде.

Убыр может вселяться в тело человека через дырку в подмышке. Такие люди становятся злыми и кровожадными.

Ой иясе — добрый дух, живущий под полом. Представляется стариком с длинными волосами. Он оберегает дом и следит за порядком: ночью прядет, просеивает муку, а если случается пожар, будит хозяев, тянет их за ноги или стучит.

Су анасы — водяной дух, женщина большого роста с золотыми волосами, у нее есть муж и дети, которые прячутся в камышах. Считается, что Су анасы злая, она может наслать засуху, болезнь, утопить человека. Поэтому в дар ей бросали в воду монетку или еду, чтобы задобрить на хороший улов, удачную переправу или поход за водой.

Роза с детства жила в творческой среде: папа любил графику, мама — масло, и сама она выбрала дорогу художника-живописца, окончив Тюменский институт культуры. Сейчас ей очень нравится иллюстрация. Татарских мифологических существ она собрала под одной обложкой, их можно приобрести в наборе открыток.

— Татарская культура многогранна, в ней переплелись культуры тюркоязычных народов, русская культура, — рассказывает Роза Тасымова. — Прабабушка рассказывала моему папе о том, что видела водяного и больших змеев, она жила в глухой деревне по Тобольскому тракту, обособленность жизни тоже повлияла на восприятие. Я искала информацию в интернете и ходила в областную библиотеку, читала истории и рассказы в книгах, и меня это очень сильно увлекло. Не у всех демонов есть канонические изображения, поэтому я их придумывала сама по описанию в источниках. После татарской мифологии начала интересоваться национальной культурой сибирских татар. Мне очень нравится изучать костюмы, украшения, хочется осовременить татарский костюм, чтобы его можно было носить в повседневной жизни. Нравится кастомить готовую одежду, переделывать старую одежду моих бабушек под себя, потому что мода циклична, люблю джинсы молодости моей мамы, она когда-то вышила на них розы.

***
фото: Роза Тасымова и ее творчество.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта