X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Три купца — три парка

Продолжение. Начало в № 109.

Наш постоянный автор предлагает вспомнить трех купцов Тюмени, которые жили практически в одно время и многое сделали для города, а также связать их имена с парками, которые они организовали и оставили нам в пользование, и как мы распорядились ими. Речь о наследии купцов Ивана Иконникова, Колокольниковых и Николая Чукмалдина.

Часть 2. Купцы Колокольниковы

Покупателем дома Ивана Иконникова стал Иван Петрович Колокольников (1829-1895 гг.), купец первой гильдии, миллионщик, известный чаеторговец, серьезный меценат, сделка была осуществлена в 1888 году. Покупал дом Колокольников не для жилья, он предназначал ему роль представительского здания, где помещались бы рабочие кабинеты, устраивали приемы и званые обеды, заседало купеческое общество. Зная, чем знаменит дом, Колокольников постарался усилить его статус, для чего провел большую реконструкцию. Чтобы подчеркнуть трагическую гибель императора Александра II в 1881 году, был закрыт центральный вход в дом с улицы Царской и перенесен во двор. На месте замурованного входа был сделан ризалит, в полукруглой нише ризалита установлена интересная деталь — резная раковина, а под ней овальный медальон — как элементы усыпальницы царской особы.

ГАЛИНА АКИМОВА И RU.WIKIPEDIA.ORG

Дом обшили деревом, окна украсили богатым декором. Преобразился и интерьер — анфилады комнат с полукруглыми арками, которые украшала лепнина, где читались буквы А.Н. (Александр Николаевич). Были приглашены архитекторы и строители. Дом удался на славу, напоминал дворец, что подчеркивалось вазонами по периметру крыши дома.

У Ивана Петровича и Марии Дмитриевны Колокольниковых было много детей, почти все погодки. Шестерых сыновей и одну дочь вырастили и дали им хорошее образование. Однако были и печальные утраты — пять сыновей и одна дочь умерли, не прожив и года. Мария Дмитриевна была младше мужа на 13 лет, отличалась властным характером и отменным здоровьем.

Дети подрастали, и в семье решили приобрести дачу (заимку) в предместье Тюмени. Выбор пал на дачу купца Кондратия Шешукова, которая была выставлена на продажу. Летом 1880 года ее и приобрел Колокольников. Старшему сыну Степану было уже 13 лет, Антону -девять, Владимиру — три, Валентине — два годика, Борис, Виктор и Ювеналий еще не родились.

Участок находился близ реки Бабарынки, которая впадала в Туру, кругом был смешанный лес с преобладанием берез. Дача благоустраивалась, барский дом был просторный, с большой бильярдной, светлый, с верандами и террасами, украшенными узорчатыми ограждениями. Вскоре был вырыт пруд, который подпитывался речкой Бабарынкой; в нем плавали не только белые, но и экзотические черные лебеди. Гордостью дачи был парк из хвойных аллей, редких растений и цветов, которые привозили и по заказу, и молодые Колокольниковы из дальних поездок. В парке росли орхидеи, которые и сейчас порой пробиваются среди мусора и хлама, папоротники, лилии и множество хвойных деревьев -пихты, ели, кедры и сосны.

Гордостью заимки была пасека, мед которой шел в магазины Колокольниковых и для угощения гостей. На дачу приезжало много знатных людей и родственников. После смерти Ивана Петровича в 1895 году заботу по благоустройству дачи взял на себя старший сын Степан, особенно он старался для своего единственного сына Олега, которому было суждено прожить всего четыре годика. У Владимира и Виктора не было детей, зато у Антона было одиннадцать.

Дети выполнили наказ отца о сохранении дачи, приумножения чайной торговли, учредив фирму и богатый магазин «Торговый дом И.П. Колокольникова. Наследники» (1914 г.), который располагался рядом с отцовским домом (сейчас на улице Республики, 20), а также продолжили дело благотворительности.

После революции дачу с парком национализировали, а в 1921 году решили открыть на ее территории первый в области дом отдыха для рабочих-печатников и назвали его в честь Александра Николаевича Оловянникова, погибшего в этот год при освобождении села Ярково от кулацко-эсеровских мятежников. Александр Оловянников — коренной тюменец, родился в 1886 году в семье рабочего-кожевника, был грамотный, выучился на печатника, работал в типографии, много читал, вступил в ряды РКП(б), и революционные идеи полностью захватили его. В свои 24 года он открыто выступал за улучшение труда печатников и вскоре был избран председателем Союза печатников. Кроме того, он был один из первых, кто бросил клич о благоустройстве города и возделывании скверов и парков. По его инициативе и участии был открыт первый сквер у типографии на улице Голицынской (ныне улица Первомайская, 11).

Дом отдыха пользовался хорошей славой, труженики приезжали практически по бесплатным путевкам, так как их стоимость оплачивал профсоюз, и на большой срок -на 24 дня. Всем нравилась дача купцов, особенно пруд возле нее. В тяжелые годы войны на территории дома отдыха был госпиталь для раненых бойцов.

Послевоенные годы были направлены на восстановление дома отдыха, был построен спальный корпус, а также новая столовая, клуб, благоустраивалась территория, в хорошем состоянии был пруд.

Мне довелось быть в этом доме отдыха по путевке одного дня, которую выделили по случаю праздника Дня медицинского работника в 1968 году. Нас от института привезли на автобусе, где мы провели чудесный день, кроме трехразового питания мы побывали в лесном раю. Нам даже не верилось, что мы идем по аллее сосен, которым на тот момент было более 150 лет. Очевидцами каких событий они являлись! Прогулка по лесным тропам и полянам с разнотравьем до сих пор у меня в памяти. На небольшой полянке, устланной травой, называемой гусиными лапками, было так много цветов, что не хотелось на них наступать ногами, тут были желтые лютики, сине-сиреневая медуница, желто-оранжевый львиный зев, ярко-малиновая гвоздичка, белая таволга, зонтики тысячелистника, белые цветочки лесной земляники и непередаваемый аромат во всем воздухе. Кругом летали стрекозы, яркие бабочки, пели птицы. Мы играли в бадминтон, загорали и катались на лодке на пруду, в ту пору чистом и светлом.

В 1978 году произошла реорганизация дома отдыха, его перевели в ведомство курорта «Тараскуль», и он стал называться пансионатом имени Оловянникова. Пробурили скважину с минеральной водой, близкой по составу с тараскульской, лечебную грязь подвозили с курорта. Была создана Тюменская курортная поликлиника с пансионатом имени Оловянникова. Но в 1995 году все структуры были ликвидированы, все попало в частные руки, хозяином всего этого богатства по сей день, является некоммерческое партнерство «Цимлянское», которое является структурной единицей компании «Тюменьинвестстрой».

За эти годы сгорела до основания дача купцов Колокольниковых, разрушены здание спального корпуса и столовой, пруд из-за осыпания превратился в болото, так как у купцов в пруду были компрессоры, которые аэрировали воду и следили за протоками, в этот пруд сбросили памятник Сталину, который стоял при въезде дома отдыха. Лесной массив весь засорен, коттеджи уже строятся на территории парка, по нему ездят машины, хотя в парке находится более 300 видов уникальных растений. Утрачены забор и ворота этого исторического парка.

Несколько лет идет строительство здания в виде коробки, в котором планируется музей купцов Колокольниковых. Дом страшно неуклюжий, и даже стыдно размещать какую-то экспозицию на фоне той красоты, что создали эти купцы. В 2018 году в парке выстроили отель-ресторан «Колокольниковъ», по внешнему виду очень схожий с купеческим домом, но к нему подъезжает очень много транспорта по уникальным аллеям парка — не асфальтированным, а природным, — которые быстро расползутся под колесами свадебных машин, мчащихся со скоростью, чтобы не видеть руин прошлых зданий. Кто разрешил это строительство и как была выделена эта земля — неясно. Почему наша общественная палата, народный контроль и прокуратура не могут заняться этим вопросом, отчего в течении двух десятков лет этот уникальный парк, являющийся достоянием народа, разрушается, и никто не может привлечь к ответу эту организацию? При таком положении дел весь парк скоро застроится коттеджами и ресторанами. Со временем все забудут, кто построил эту замечательную дачу, райский уголок в окрестностях Тюмени, который разрушили сами тюменцы.

…Что стало с домом Колокольниковых? После революции Колокольниковы уплатили контрибуцию -вместо двух четыре миллиона рублей — и в годы гражданской войны основали в доме комитет помощи раненым воинам Белой гвардии, с августа по октябрь 1919 года дом был штаб-квартирой командира 51-й стрелковой дивизии Василия Блюхера и долго назывался в народе домом Блюхера, затем в доме был детский садик, после загс, долго были коммунальные квартиры… С 1982 года дом стал музеем, который долго реставрировался под руководством архитектора Геннадия Бордакова, фасадная резьба была выполнена мастером Вадимом Шитовым. В 1996 году в обновленном здании открыли музей с постоянной экспозицией «История дома XIX — начала XX веков», с 2004 года в состав музея был включен обновленный каменный дом «Торговый дом И.П. Колокольникова. Наследники», теперь оба здания входят в музейный комплекс имени Словцова. Посещение музея дает много интересного о семье этих купцов, их заслугах и судьбе потомков знаменитой фамилии, но сам дом уже потерял красоту, краска стен дома потрескалась, водосточные трубы не в порядке, нет ухоженности в облике исторического здания.

Продолжение следует.

***
фото: Пруд Оловянникова;Иван Колокольников.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта