Сердце, которое не хочет уставать
Почетное звание «»Дон Кихот-2013» редакция «»Тюменского курьера» присвоила Людмиле Бочарниковой, директору центра для детей-инвалидов и сирот «Творчество». Памятная грамота висит на стене центра, а статуэтку Людмила Игнатьевна бережно хранит дома. Но вообще знакомство с газетой началось чуть ли не в то же время, что и её борьба с ветряными мельницами.
— В выставочном зале была акция — со всего города несли поношенные вещи, — говорит Людмила Игнатьевна. — И нас позвали дать благотворительный концерт. А у нас сказка «Золушка». Мы были уверены, что в принесенных вещах точно что-нибудь найдем. И вот мы накопали там каких-то ситцевых платьев. А дети малюсенького роста надели их, и получились бальные. И как они были счастливы, что они в новых платьях. И вообще мы все были счастливые, что нас, детей с Войновки, позвали выступать куда-то. И Гольдберг написал в газете… «Дети были такими счастливыми и никого не видели. Они купались в этом счастье». А смеялся весь зал — по-доброму смеялся, потому что с тоненьких плеч сваливались платья, а девочки запинались о подол, вставали и снова танцевали. Они были уверены, что они принцессы. А платья. ну что могли сдать в нулевые? Стираное-перестиранное, выцветшее, сейчас это на тряпки даже не пустишь. И люди несли это, потому что у самих ничего не было — время такое. Мы привезли платья сюда, выстирали, погладили и долго еще выступали в них. Но газета привлекла к нам внимание.
Так вспоминает Людмила Игнатьевна свое знакомство с Рафаэлем Соломоновичем. Помнит, как он приходил к ним в центр и даже купил гимнастическому кружку купальники с бусинками для выступлений. «Он влюбился в нас, а мы в него», — улыбается она.
— Наверное, о том, что я Дон Кихот, мне сказала корреспондент Аня Чудинова. И было… очень приятно и удивительно, ведь до меня было столько именитых Дон Кихотов. Для меня это было серьезной наградой, — продолжает Людмила Бочарникова. — И ведь каждая правительственная награда дается достаточно предсказуемо и последовательно. Ценность вашей награды в том, что вы меня выбрали и вы меня наградили. Да и собирать награды меня не учили — меня учили детей учить. Поэтому я каждый раз радуюсь, когда мы привозим дипломы с выставок. Вот Лена Лютая победила в конкурсе выступлений, ехала домой счастливая, что в лагере побывала, а я везла эту награду как не знаю кто -это же награда за старания, такая престижная.
Детские награды Лены тоже украшают стены центра, но теперь Лена уже взрослая и вместе со своими детьми (их девять) помогает «Творчеству». Считает: то, что она когда-то нашла в этом центре, она должна передать другим. Четырехлетний особенный Саша, начавший самостоятельно ходить не так давно, тоже старается помогать. Иногда он начинает раскидывать игрушки, но Людмила Игнатьевна не ругает его, а радуется, что он такой сильный. Рядом сидит годовалый Витя. Людмила Игнатьевна говорит, что они будут расти вместе и во всем помогать друг другу — а это ли не счастье. И вообще все дети Лены (удалось познакомиться с шестью из них) очень осознанные и любящие друг друга. На этом, говорит директор, и держится вся инклюзия в центре.
— Вся наша инклюзия — братья и сестры. Не принимает здоровое общество больных детей, и больные дети не принимают здоровых. У нас были группы как здоровых, так и больных детей, но занимались раздельно. И в один из утренников на Новый год я решила их подружить — наградить и показать, что они все старались. Так вот, половина здоровых детей после того утренника не вернулась. Вот и вся инклюзия. Наша Войновка.
Помимо братьев и сестер, в центр приходит заниматься много детей из гимназии N 5. Ученики провели для воспитанников центра мастер-класс по лепке, и дети подружились. Эта инклюзия, по словам Людмилы Игнатьевной, идет от народа — прогрессивного общества, а не по чьей-то указке. Но всем хочется, чтобы больных детей все же научилась принимать Войновка, которая уже 22 года является домом для «Творчества» — ровно с того самого дня, как Людмилу Бочарникову пустили в помещение старого гастронома и дали год, чтобы превратить это место в дом творческих и особенных детей.
— Антонина (старшая дочь Лены Лютой — А.И.) в школе много наслушалась обзываний — «иди к своим инвалидам», «ты что, сама инвалидка?». И это только за то, что она волонтер в центре и ее мама с инвалидностью. Сами учителя не могут принять это в детях — все годы попрекают. И дети Лены отстаивают в школе права особенных детей, которых немногие способны принять. И даже слово «инвалид» использовать сейчас неприлично. Допустим, ты, мама своего ребенка, чуть ли не до президента дошла, чтобы получить инвалидность. А потом просишь, чтобы ребенка или кого-то еще называли «человеком с ограниченными возможностями». Инвалид — это статус. Но это только мое мнение.
Сейчас Людмила Игнатьевна на пенсии, но дело свое не бросает и даже преемника не выбирает -ее дело будет жить в каждом, кто с ней знаком. И поражает, сколько в ней энергии, хотя те вещи, что она старается изменить, при ее жизни глобально поменяться не успеют.
— У меня все молодые мамы спрашивают, откуда у меня столько энергии. Праздник идет, они падают от усталости, а я уже второй готова проводить. Не знаю! -разводит руками она. — Я пошла в училище искусств, и на всех пленэрах все уже рисовать не могли, а преподаватели удивлялись: «А Мельникова улыбается, сколько в ней сил». В школе работала, и тоже приговаривали, что вот будет мне сорок, и все мои кружки, продленки и праздники превратятся в «урок отвела, попрощалась, дверь закрыла». Понятия не имею, откуда она у меня — бог дал. Но не смогу я без этого, сами понимаете. У меня мама такая же была.
Каждый волонтер и преподаватель центра работает не за зарплату, а за возможность дать детям нормальную жизнь, которой они лишились не по своей воле — и все они Дон Кихоты Людмилы Бочарниковой. Вот такая фраза: «есть мысль, а есть единомышленники». Людмила Игнатьевна для меня и есть эта мысль, а вокруг нее собираются единомышленники, борющиеся с предрассудками и страхами. И, может быть, всё ещё не принимающее их общество когда-нибудь растает. Начало положено -ведь у бесстрашных родителей родятся такие же смелые дети.
***
фото: Кристина, Элеонора, Людмила Игнатьевна, Антонина, Елена, Саша и Витя.