Путешествие, которое нам еще предстоит
Завтра, 14 октября, исполнилось бы 85 лет Владиславу Крапивину. Увы, писателя уже три года нет с нами. Остались его книги, память, одинокий тополь на улице Герцена и сквер с нарисованной каравеллой.
Светлана Лихошерстова, художница, расписывавшая сквер, рассказывает, что первоначально на торцевой стене дома, соседствующего со сквером, собирались нарисовать гигантский портрет Крапивина в современной технике стрит-арта. Но было опасение, что задумка не состыкуется с литературным стилем писателя и не найдет отклика у фанатов.
— Как вы присоединились к этому проекту и начали работу над росписью?
— Этот заказ мне, если честно, пришел по очень странной и интересной траектории. Я знакома с людьми, проектировавшими сквер. В один день ко мне обратилась знакомая за консультацией по этому проекту и в ходе этой консультации взяла меня в охапку, познакомила с разработчиками, и мы начали детально работать над образом на стене. После долгих поисков мы обратились к коллекционеру, который обладает правами на иллюстрации Eвгении Стерлиговой, работавшей с Крапивиным при его жизни. Eе работы и стали опорной точкой при создании картины. У нас не было задачи кого-то скопировать, наоборот, ее иллюстрации стали референсом, источником вдохновения. Это была адаптация уже готовых образов, ведь Крапивин и Стерлигова создали эти миры, а я просто провалилась в эту вселенную, путешествовала по ней и вынесла что-то свое.
…Светлана поняла, что у Крапивина есть ключевой персонаж -мальчик, который хочет открыть другие миры, и ему для этого нужен корабль, преодолевающий просторы. Помимо этого, есть четкая привязанность к местности, дому, городу. В итоге у нас есть мальчик, смотрящий, с одной стороны, на старую Тюмень, а с другой -на другие миры. Eсть корабль -как символ мечты, который проносится, разрезает просторы, и есть образ храма. Он здесь тоже не просто так. В книге «Славка с улицы Герцена» автор называет Спасскую церковь белой башней, потому что в детстве, когда он выходил на крылечко, то каждый раз видел ее.
— Кстати, обычно эту башню изображают в проекции, а у меня она плоская, — говорит художница.
-Мне вообще с самого начала хотелось сделать ее миражом, распечатала кучу ее изображений, чтобы понять ее вид со всех сторон. Но как только я поднялась впервые на подъемнике, поняла, что та самая башня перед моими глазами, и выглядела она как тот самый мираж, и моей задачей было правильно перенести то, что видели глаза, на стену.
— Что было самым трудным в этой работе?
— Так как я работала на подъемнике, первое время было страшно, что увижу крышу, но страх высоты быстро пропал. А так… Обычно при создании подобных работ делают проекцию на стену, а тут без нее, ведь второй подъемник с проектором просто не влез бы, да и параллельно вовсю строился сквер, поэтому разметку я делала интуитивно. В процессе я фотографировала стену с разных ракурсов, смотрела, как она выглядит со стороны обычных прохожих и тех, кто встанет напротив и детально будет ее изучать. А сейчас, когда прохожу мимо стеночки, слышу разговоры людей о ней и мысленно радуюсь, что фанаты Крапивина оценили ее по достоинству.
— Хотели бы вы еще раз взяться за подобную работу?
— Eсли честно, дай мне волю, я бы еще пять стен раскрасила, сделала бы путешествие по крапивинским мирам. У него же Тюмень так тонко вплетена во все его образы. И я чувствую в героях Крапивина своего папу, себя, да вообще любого ребенка, любящего фантазировать и создавать свои миры. Это настолько трогательно, что ты неизбежно пропитываешься всеми путешествиями и приключениями главного героя.
***
фото: Светлана Лихошерстова;;Художница за работой в сквере Крапивина.