Синдром раздраженного водителя
Как его победить, знают в областном управлении автомобильных дорог
Окончание. Начало в N 114.
Одно из предложений областного управления — увеличить разрешенную скорость на объездной дороге до 90 км/ч, поставить светофоры с кнопкой, чтобы транспортный поток мог течь плавно, без рывков. И одновременно добавить камер фото- и видеофиксации. «У нас нет цели собрать побольше штрафов, надо, чтобы водители соблюдали скоростной режим», — говорит Андрей Хан, первый заместитель начальника областного управления автомобильных дорог.
— Сколько у вас приборов фотофиксации? Вы знаете эту цифру?
— Да, конечно, знаю. У нас их достаточно, не хотелось бы называть в штуках. Плюс мы докупаем еще камеры, нам выделили дополнительные средства на приобретение мобильных камер, они от стационарных и переносных отличаются тем, что мы можем их ставить в автотранспортное средство.
— В автомобиль, вы имеете в виду?
— В автомобиль, который будет в обязательном порядке оборудован проблесковыми маячками и соответствующе раскрашен. Сейчас как раз разрабатывается макет такого автомобиля. Это станет еще одной мерой, которая должна комплексно повлиять на снижение аварийности, причем не только на региональных дорогах: автомобили с камерами будут ездить в первую очередь по федеральным трассам, где случается наибольшее количество ДТП. Они будут двигаться со скоростью потока, и их будет видно, чтобы на всех дорогах соблюдался скоростной режим.
— Должен ли я так понимать, что анекдоты про гаишника в кустах окончательно уходят в историю? Раз вы хотите, чтобы прибор, ограничивающий движение, был виден и воздействовал на водителя самим фактом своего существования?
— Все верно. Все, наверное, помнят, что раньше, когда сотрудников патрульно-постовой службы было больше, само их присутствие дисциплинировало транспортный поток. Мы хотим сделать камеры максимально заметными, чтобы участники движения их видели и понимали, что если они будут в открытую нарушать, то к ним придет так называемое «письмо счастья».
— А вы когда-нибудь получали «письмо счастья»?
— Ну я редко, да, получал. Даже сотрудники ГИБДД, я знаю, получают.
— И если на инспектора ГИБДД может как-то повлиять личность водителя, то на прибор повлиять она не может?
— Камеры фото- и видеофиксации работают в автоматическом режиме, и если правонарушение зафиксировано, то оно в любом случае попадает в систему МВД, она называется «паутина».
— Сейчас я вам расскажу эпизод. На окружной дороге, еще на старой, я превысил скорость, меня остановили, пишут протокол. Что, где, как зовут, кем работаете. Я говорю, что я редактор газеты «Тюменский курьер». И вдруг вижу, как тот инспектор, что сидел за рулем, одними губами сказал напарнику, заполнявшему протокол: «отпусти его». Я сказал спасибо. Это было очень давно, но я очень хорошо запомнил.
— Сейчас, к сожалению или к счастью, так не получится.
— Сейчас я езжу ниже средней скорости спокойно в правом крайнем ряду, поэтому никаких «писем счастья» давно не получал. Я считаю, что управлять машиной, да и вообще самомобильность — это тоже счастье в общем-то.
— Да, наверное.
— О чем я вас не спросил?
— О том, что мы планируем к установке шериф-балки. Это световые огни, очень похожие на световые огни патрульного автомобиля ГИБДД. Издалека, особенно ночью, всем будет казаться, что это сотрудники ГИБДД стоят на дороге. Мы совместно с правоохранительными органами определили для шериф-балок уже 26 мест на региональных дорогах. На федеральных вы, наверное, такие уже видели.
— Знаете, было же такое, когда выпиливали из фанеры подобие патрульного автомобиля и ставили его, а на скорости он стопроцентно выглядит похоже, это не так уж ново.
— Это не так уж ново, но мы были на конференции РАДОР (Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами — Р.Г.) в этом году, где были представители практически всех управлений автомобильных дорог России, так вот, многие регионы ставят такие шериф-балки, и все отмечают положительный эффект. Наши коллеги из других регионов рассказывали, что на тех участках дороги, где они поставили балку, они сами же и притормаживают, это на подсознательном уровне срабатывает. И от водителей такой же эффект получили. Так что эти вроде не капиталоемкие вложения себя окупают.
— Я давнишний водитель, и меня появление полицейского автомобиля на дороге всегда дисциплинирует. Когда моя жена была жива, она говорила: я чувствую, как ты напрягаешься, когда на дороге появляется полицейский автомобиль.
— У нас есть еще варианты, но о них не хотелось бы преждевременно говорить, пока они не согласованы. Что касается шериф-балок, то хотелось бы отметить, что мы их устанавливаем не просто «захотели-поставили», а в тех местах, где мы видим возможность концентрации ДТП. Для них обязательно подключение к электричеству, и обязательно смотрим, чтоб они были вне жилого массива, чтобы никого не раздражали.
— Почему их не назвали «городовой-балка»?
— Мы стараемся все называть на русском языке, просто она так официально называется — «шериф-балка».
— А новый вид транспорта, эти самокаты? Я не знаю, как они в правовом поле, но в дорожном поле это сущие разбойники.
— Ну, электросамокаты на наших областных дорогах не такая большая проблема, как в населенном пункте, например, в Тюмени. Вышла нормативка, теперь это СИМ, средство индивидуальной мобильности. Конечно, хотелось бы, наверное, чтоб они ездили где-то на специально отведенных местах, там, где меньше пешеходов и желательно не было бы автотранспорта. Вот кстати, хорошее место вдоль объездной дороги, от улицы Монтажников до ТЭЦ-2.
— Мне кажется, у них есть огромный недостаток — их бесшумность.
— У них есть сигнал.
— Но они выскакивают из-за спины. А глаз на спине нет, и если ты в этот момент делаешь шаг в сторону, а там еще парень, который весит килограммов 80, это вообще-то… это снаряд.
— Я специально эксперимент устроил, арендовал самокат и поехал в сторону дома, чтоб понять, насколько это удобно. Так вот если где хорошее покрытие, то это удобно, но просто по городу, с работы домой, например, ездить не так комфортно, потому что покрытие везде разное. Руки болеть будут.
— Сколько лет вы работаете в управлении автодорог?
— С этого года. А раньше я работал начальником управления по экологии департамента городского хозяйства администрации города Тюмени. А до этого в главном управлении строительства, возглавлял дорожный отдел.
— Что переменилось в вашем правосознании, когда вы перешли в управление автодорог? Вы стали лучше понимать водителей? Или наоборот?
— Это, наверное, не связано с переходом: просто когда ты становишься более опытным, начинаешь понимать более широкий круг людей.
***
фото: Объездная в районе Московского тракта;Установка шериф-балки.