Школа живет, пока о ней помнят
Дмитрий Ярунов уже пенсионер, но в этом году 1 сентября вновь стоял на линейке у крыльца своей школы. Ныне это школа N 5 на улице Мурманской, а прежде была двадцать девятой. Полсотни лет назад первый звонок в ней давал старшеклассник Дима Ярунов, в этом году он продолжил традицию и снова дал звонок.
Сейчас Дмитрий Петрович живет в Борках. Хоть и на пенсии, продолжает работать депутатом районной думы. Два года назад вместе с одноклассником Володей Eвсеевым ему пришла в голову мысль отыскать всю параллель первого выпускного класса и узнать, как сложилась их судьба.
Процесс оказался небыстрым.
— Как мы искали? Вот, допустим, в этом доме одноклассник когда-то жил. Туда и иду. Встречаю прохожего, объясняю ситуацию. «Здравствуйте, ищу вот такого человека». Многие удивляются, что спустя столько лет мы живы и встречаемся. Сейчас же почти в каждом многоквартирном доме есть свой чат, там, бывало, находился кто-то, — рассказывает Дмитрий Петрович. — Иногда обращались в управляющую компанию, просили уточнить, есть ли в их списках такой человек. Каких приключений только не было! У кого-то дом снесли, обращаемся в компанию, что дом сносила: куда переселяли людей? Шли туда, находили квартиру, а там оказывалось, что одноклассник ее продал и переехал. Новые хозяева знать не знают, куда он переехал, но знают его мобильный телефон…
В основном, говорит Ярунов, находили друг друга с помощью социальных сетей, сохранившихся номеров телефонов и той связи, что не пропала между школьными друзьями. Так из параллели 10 «А» и «Б» классов удалось найти 49 человек, из которых девять уже ушли из жизни. Eще четырех так и не удалось найти, но поиски продолжаются. Однажды кто-то даже обвинил Дмитрия Петровича в том, что он собирает базу данных для каких-то личных целей. Он не обижается и шутит: «Подключены к поиску были все, кроме ФСБ».
Большинство из того выпуска остались жить в Тюмени, но часть разъехалась — кто в Краснодар, кто в Калининград, двое в Санкт-Петербург. Кто-то уехал в Болгарию и связи с ним нет — удалось просто узнать, что уехали, живы, все хорошо.
— Для чего найти каждого человека?
— Чтобы знать его судьбу.
— Неужели вы со всеми дружили?
— Я был общительным. Принимал участие в большинстве и плохих, и хороших мероприятий, так что знаю ребят из разных компаний.
— А как вы отнеслись к тому, что школа N 29 стала пятой?
— Я воспринял это плохо… с точки зрения управленческой. В таком соединении больше минусов. Представьте, полторы тысячи учеников на одну школу, которые своих учителей знать не знают. Когда мы учились, у нас в параллели было два класса. У моего внука в его школе даже класс «у» есть.
Школу Дмитрий Петрович открывал на улице Мурманской, но большинство уроков и вообще вся школьная жизнь его прошла в здании на улице Красных Зорь. Последние несколько десятилетий в этом (недавно снесенном) здании работала школа N 2, коррекционная. Из-за переполоха с номерами тяжело искать одноклассников и учителей, говорит Дмитрий Ярунов. Их учителя почти все были в возрасте, трое были участниками Великой Отечественной войны…
К последнему, десятому классу их перевели в новое здание на улице Мурманской.
— В основном у нас жили в частном секторе, поэтому детство у нас было трудовое, — вспоминает Ярунов.
— Мы много чего умели, но шалости и проказы никто не отменял. Этого, конечно, сейчас нет. Зато у нас не было антагонистов в коллективе, и ущербными никого из одноклассников мы не считали.
Дмитрий Петрович рассказывает, как нашел через родственников одного товарища, который в школе предпочитал держаться особняком. Тот ответил: «Зачем я вам сейчас нужен? Все годы не нужен был, а тут понадобился». Контакт остался, человек найден, но общения не получилось. «Из всей параллели если и собираемся, то компанией в пятнадцать человек».
…Стоит упомянуть, что, затеяв поиск одноклассников, Дмитрий Петрович первым делом обратился в администрацию школы — мало ли, вдруг сохранились архивы. Надеялся, что помогут, разрешат провести встречу выпускников. Но там его предложению никто не обрадовался, радушно выпускников никто не принял — сказали, что они «ничейные».
Какой-то контакт наладить удалось только после того, как к руководству школой пришел новый директор. Директор школы Галина Шевалье и ее заместитель Иван Земцов разрешили выпускникам присутствовать на торжественной линейке 1 сентября. Конечно, все не пришли, но тринадцать человек собрались. И совершенно неожиданно дать первый звонок к началу занятий доверили Дмитрию Петровичу.
Сейчас Ярунов и его одноклассники продолжает «собирать базу». Из выпуска восьмого класса удалось найти 24 человека, осталось еще 28 человек. Дмитрий Петрович надеется, что наш текст поможет в поисках, и кто-то из выпуска 1972 года (8 класс) школы N 5 на улице Красных Зорь и выпуска 1974 года (10 класс) школы N 29 на улице Мурманской откликнется.
***
фото: Дмитрий Ярунов на открытии школы N 29 в 1973 году;Дмитрий Ярунов и первый звонок в 2023 году.
Вячеслав Герасимов
Неужели Шевалье и Земцов признали 5-ю школу на Красных Зорь «своей»? А ведь не хотели! Я же им говорил, и в беседе с журналистом Вашей газеты говорил,
что историю пятой школы надо вести с 1939 года, а они не соглашались
Дмитрий
Помог Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области. Степанов Андрей Эдуардович. Он ранее работал в 29 школе директором.