Семейное обучение на голову родителям
Семейное и домашнее обучение часто путают. Второй вариант подходит детям, которые не могут ходить в обычную школу по состоянию здоровья. Детям с ДЦП это физически трудно, поэтому учителя приходят к ним домой. А семейное обучение — когда родители берут на себя ответственность за образование ребенка, ищут педагогов или учат детей сами.
И тут вариантов множество: семейные центры или онлайн-школы, репетиторы или мама-педагог. Учебники в этом случае обязана выдать школа, к которой прикреплен ребенок для сдачи промежуточной аттестации.
Специалисты считают, что семейное образование размывает границы между обучением и отдыхом, что не дает ребенку возможности разумно распоряжаться своим временем, а отсутствие социализации тоже негативно влияет на подрастающий организм.
— Я не сторонник семейного образования, — говорит Ирина Петрова, мама двоих детей, учитель русского языка и литературы. -Знаю, что есть отдельные уникальные дети, им, наверное, не нужна школа, но в процентном соотношении вундеркиндизм очень редок. В остальных случаях ребенку крайне трудно выбрать собственную траекторию обучения. Здесь я за госстандарты обеими руками. Да, ребенок прикрепляется к учебному заведению, где может иметь доступ к мультимедийному и интерактивному образовательному контенту, но львиная доля обучения будет проходить онлайн, что тоже нехорошо.
Школа — это игра во взрослость, считает педагог.
— Я даю элементарное задание -выделить суффикс, — продолжает Ирина. — Это может потребовать колоссальных усилий 30 процентов класса. Дети часто не слышат техзадание, не хотят сосредоточить внимание. Я всегда объясняю: да, это просто суффикс, который, возможно, вам в жизни больше никогда не пригодится. Но вы должны четко понимать, что от вас требуется. Потому что, когда вы станете взрослыми и вам скажут: пациенту надо отрезать правую руку, а вы отрежете левую, цена ошибки будет другой. Рутина выполнения домашнего задания очень круто дисциплинирует, чтобы мы ни говорили, но дисциплина и труд -древний способ, сделавший из обезьяны человека. И если ребята в стенах школы с этим справляются, мы можем радоваться, что у нас будут идеальные исполнители, которые не перепутают таблетки, не проморгают огрехи при строительстве дома. На базовом уровне школа предлагает миллиард разных ситуаций, которые могут пригодиться во взрослой жизни. Неплохо проигрываются в коллективе и ролевые модели: кто лидер, кто ведомый, кто прирожденный менеджер, кто конфликтный, кто обидчивый, кто ленивый…
Школа здорово приучает к труду, убеждена учитель русского.
— У меня есть несколько примеров детей, я знаю их с рождения, и они сейчас на семейном обучении. И не очень радуюсь тому, что вижу. Знаю, какой крутой у них был потенциал, а сейчас это похоже на потакание капризулькам. Очень много они упускают, нет и поверхностного образования, «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», и в чем-то углубиться не получается, потому что запала мам хватило ненадолго. Родители начинают нанимать тетенек, которые помогают с контролем домашнего задания, это бьет по бюджету, а ребенку становится скучно, хочется попасть в другие условия. Я сама столько вынесла из школы, что пригождается в самые неожиданные моменты жизни. Мне никак не давалось черчение — единственный предмет, который за меня делала мама. Но ведь это тоже навык — делегировать другим, как-то выкручиваться, что в школе потрясающе делают троечники-двоечники. Допускаю семейное образование в одном случае: когда дети сильно заняты какой-то профессиональной деятельностью -балетом, спортом, тогда дополнительное образование выходит на первый план, ведь тренировки требуют очень много времени. А когда ты хочешь потратить детство и юность на созерцание кувшинок… Ну, этим лучше заняться на пенсии. Все-таки в молодости надо быть живчиком. Eсли ребенок живет обычной жизнью, то пусть ходит в обычную школу и там проявляет себя, — резюмирует Ирина.
Светлане Теперик мысль о школьном обучении не нравилась изначально, поэтому для сына она искала альтернативу.
— Семейное образование — это непростой путь проб, ошибок, часто нервов, — считает Светлана. -В школе тоже непросто. Но там цена ошибки более высока и не прощается системой. Для меня семейное обучение явилось трансформирующим процессом. Я сама мощно взрослею, проходя этот путь вместе с сыном. Двенадцать лет назад я стала четко понимать, что ни я, ни мой ребенок, по сути, ни -кому не нужны. Для системы мы всего лишь ресурс, который та использует в своих интересах. Сейчас школьное образование не нацелено на формирование знаний, человеческих качеств — больше на слепое подчинение, выполнение предписаний. То, что чувствует и думает ученик, не имеет значения. Человек развивается поступательно, каждый в своем темпе усваивает любой материал. А в школе гонка за успеваемостью. И если ребенок по разным причинам в первом классе стал троечником, у него практически нет шансов в дальнейшем стать отличником при всех его усилиях.
По мнению Светланы, оценки клеймят детей, и это очень плохо.
— Даже если дети учатся в школе — важно учиться включать спокойное отношение к оценкам. И поддерживать детей в том, что оценка — это то, что при желании всегда возможно исправить, — убеждена она. — И отметки в журнале исправить легче, чем сломанные отношения с ребенком. Да, в школе и детсаду проигрывается миллион ситуаций и миллион жизненных сценариев — это несомненно важный момент. Но мало кто задумывается, что огромная часть ситуаций бесповоротно ломает неокрепшую психику детей. Учителя в массе своей не являются примером для учеников. У многих нет стержня. Они сами психологически незрелые. Дети — тонко чувствующие создания, они это видят, только не могут облечь в слова. Большая часть учителей на уроках говорит одно, а в реальной жизни делает совершенно иное. Это вводит детей в когнитивный диссонанс. На выходе получается общество инфантилов, которые не понимают, куда идти и что делать после школы. И к сорока годам люди начинают понимать, что многое, чему учили в школе, совершенно не так. Мое личное обучение не заканчивается и в сорок шесть. Я постоянно учусь и стараюсь делать новое. И это, я считаю, самый главный пример, который видит и усваивает на семейном обучении мой сын. Eсли он научится слышать свое тело, интуицию, отличать ложь от истины, то наше семейное обучение я уже сочту состоявшимся.