Трио N 7 как саундтрек для детектива
Элизабет Джордж. Предатель памяти. Домино, 2011.
«То, что мы помним, часто служит ключом к тому, что мы предпочли забыть» — эта цитата могла бы стать эпиграфом ко всей книге, не будь у нее другого, смысл которого раскрывается с неожиданной стороны ближе к финалу. Приводить его здесь не стану, чтобы не портить интригу.
Скрипач-виртуоз Гидеон Дэвис теряет способность играть — и в попытках найти причину обращается к психотерапевту. В ходе сессий он раскрывает все больше и больше мрачных секретов своего детства, которые память милосердно вытеснила; связаны они с убийством двадцатилетней давности. Няня утопила в ванне младшую сестру Гидеона (якобы в отчаянии и приступе злости из-за увольнения) — но что на самом деле ею двигало? И она ли вообще это сделала? Почему трио N 7 «Эрцгерцог» Бетховена всегда вызывало у Гидеона ужас? А тем временем кто-то покушается на тех, кто так или иначе был связан с этой трагедией — под ударом оказались мать погибшей девочки, инспектор, расследовавший дело, свидетельница, отказавшаяся подтвердить алиби няни… Преступника ищет полиция.
Гидеон же ведет собственное расследование. Eму предстоит узнать, на что способны его близкие, что они таили от него и друг от друга все эти годы за глухой стеной молчания. Кроме того, новая подруга помогает ему выяснить, кто же он без своей музыки, есть ли в нем еще что-то. И если вы успели подумать, что это история о том, как лишившийся дара гений успешно встраивается в обычную жизнь и открывает в себе иной талант, то нет, все гораздо сложнее.
Основной сюжет увлекает сам по себе, но он разветвляется побочными линиями. У большинства героев есть своя тайна — маленькая или не очень, от убийства до супружеской неверности. Каждый в каком-то смысле «предатель памяти» — своей ли, чужой ли. Но вечно отворачиваться и закрывать глаза на неудобную правду невозможно. С ней нужно встретиться лицом к лицу — и кто знает, может быть, станет только легче, когда ноша старых секретов и недомолвок свалится с плеч? Или же она разрослась так сильно, что похоронит под собой не одну жизнь?
Главная же тайна в полном блеске раскроется в последней строке. Давно назревавшее смутное подозрение обернется абсолютной уверенностью и ошеломит читателя — не столько тем, что открылось, сколько тем, как.
***
фото: