Кофе, инструкция по применению: как пить и зарабатывать
Вендинговые автоматы по продаже кофе появились давно, но особой популярностью стали пользоваться в пандемию. Сейчас в любом торговом центре, спортивном комплексе, автомагазине можно купить кофе в среднем за 120 рублей. И не растворимый, а молотый.
Сергей работает в сфере строительного бизнеса. Полтора года назад его заинтересовала интернет-реклама вендинговых кофейных автоматов Lifehacher. Он записался на вебинар, узнал, сколько потребуется вложений и какую можно получить выгоду, понял, что пассивный доход ему интересен и связался с представителями компании. На момент нашего разговора у Сергея уже четыре кофейни самообслуживания в Тюмени. Мы встретились у одной из них, где Сергей угостил меня новинкой — банановым рафом с нежным банановым вкусом и сливочным послевкусием.
— Обычно заключение договора и поставка оборудования происходит в течение трех месяцев, но в моем случае это заняло полгода, потому что в тот момент в стране началась СВО, а кофемашины производят в Испании. Чтобы вновь наладить поставки в Россию, ребятам из «Лайфхакера» потребовалось время. По условиям договора стойку я не взял в аренду, а купил. И стойка, и кофемашина, и терминал обошлись мне в 380 тысяч рублей. У меня были накопления, поэтому я не занимал ни у друзей, ни у банка. Да дороговато, но я не пожалел об этих деньгах, потому что помимо стойки я приобрел чужой опыт и базу знаний, помогающую запустить стойку самостоятельно. Я открыл ИП и по рекомендации «Лайфхакера» выбрал упрощенную систему налогообложения 6 процентов.
— Найти место тоже помогли ребята из «Лайфхакера»?
— Наша маленькая региональная особенность — эта ниша здесь считается занятой, из-за чего проблема с местом торговли очень острая. «Лайфхакер» помочь здесь мне не смог. Я обращался и к другим людям, которые занимаются поиском локаций. Все говорят, что в Тюмени очень сложно найти хорошее место. Помог сосед, у которого есть кофейня, но с бариста. Он рассказал, что на Тобольском тракте планируется открытие автомагазина «МаслоМарт» и там можно договориться об установке кофейного автомата. Я созвонился с директором и договорился об аренде. Вторую точку мне тоже рекомендовал знакомый.
— Какая минимальная площадь необходима для установки стойки? И сколько стоит аренда в месяц?
— Для стойки хватит одного квадратного метра. Цены везде разные и зависят от проходимости, разброс от 1000 до 10000 рублей в месяц. Локация стоит на первом месте в этом бизнесе. Моя первая точка в «МаслоМарте» оказалась не очень удачной. Слишком маленький поток людей. Конечно, продажи подросли за год, но незначительно. Хорошая проходимость в «Кристалле», «Сити Молле». Надеюсь, что со временем продажи кофе в «МаслоМарте» тоже вырастут.
— Я знала, что вы работаете по франшизе, а вы, оказывается, наладили производство собственных кофейных автоматов.
— Я установил первую точку, разобрался в процессе, понял все этапы и решил, что дальше смогу сам. Перед «Лайфхакером» у меня нет никаких обязательств. Я купил у них стойку и оборудование, но допдоговор на ведение бизнеса по их схеме заключать не стал. Для изготовления стойки обратился к мебельщикам, которые по моим чертежам сделали ее. Оборудование закупал напрямую. Eсть официальные представители, которые занимаются продажей кофемашин, есть официальные представители вендинговых терминалов. Диспенсеры под стаканы и какое-то допоборудование, а также кофе, сливки можно легко найти на маркетплейсах. Сейчас я планирую перейти на продукцию тюменской компании Etna coffee. Кофе у них хороший, своя обжарка и цена соответствует. С учетом всех затрат кофейный автомат обошелся мне в 300 тысяч рублей. Я назвал его СoffeStock.
— Сколько можно заработать с одной точки?
— Чтобы бизнес не демотивировать, скажу, сколько можно зарабатывать с одной точки, а сколько можно не зарабатывать, — смеется Сергей. — Можно тридцать тысяч рублей в месяц, а можно и десять тысяч. Это зависит от проходимости, от того, сколько стаканов кофе в день ты продаешь. Я чистую прибыль с первой точки получил через три месяца, так как пришлось еще вкладываться в рекламу.
— Довольно неплохо для пассивного дохода. А сколько денег ушло на рекламу, и проводите ли какие-то маркетинговые мероприятия сейчас?
— Реклама есть. Плакаты, наклейки на входную группу магазина, стойки снаружи помещения и интернет — это таргетированная реклама. На нее я трачу в среднем 350 рублей в день, а общие затраты я не считал, так они не ежемесячные. Eще один из способов привлечения клиентов — это акции. Сейчас у меня проходит акция «Каждый шестой напиток бесплатно». При оплате банковской картой начисляются 24 бонуса с каждой покупки и после того, как бонусов наберется достаточно для оплаты напитка, программа спишет не деньги с карты, а спишет бонусы.
— Как часто приходится обслуживать автоматы и сколько времени это занимает?
— В среднем у меня пока что продается 40 стаканов в день со всех точек, поэтому обслуживать достаточно раз в три дня. Полный клининг я провожу раз в неделю, и он занимает около часа или полутора на каждой точке. Ингредиенты и воду подвожу по необходимости.
— Сталкивались ли с вандализмом или воровством? И как можно с этим бороться?
— Воруют. Когда выбираешь локацию, лучше на это сразу обращать внимание. Eсли стойка будет стоять отдельно, не под присмотром охранника, это чревато последствиями. Дети часто воруют стаканы, сахар и даже сироп. Мы сейчас находимся в булочной «Вкусняжка», где стоит мой автомат и, если вы заметили, на стойке нет бесплатного сахара. Пришлось его убрать из-за детей. Но бесплатный сахар можно получить у продавца. Об этом есть информация на стойке.
— Кофе горячо любим всеми, пьют его много и часто. И все-таки есть ли сезонность у этого напитка?
— Осень и весна — максимальный оборот. Летом слишком жарко, зимой слишком холодно, чтобы гулять и наслаждаться напитком.
— За полтора года, что вы в этом бизнесе, уже обнаружились его подводные камни?
— Я не знаю, можно ли это считать подводным камнем, но есть ситуации, которые нужно было предусмотреть — оборудование ломается иногда, иногда не бывает связи или sim-карты в терминалах перестают ее ловить. Когда оборудование ломается, приходится около двух недель ждать запчастей.
— Что-то новое открыли для себя?
— Я больше узнал об эквайринге (прием безналичной оплаты товаров и услуг — Л.С.) и телеметрии (удаленное измерение данных — Л.С.), благодаря которой я в режиме реального времени могу узнать, сколько осталось воды и других ингредиентов и с учетом этих данных построить свой график перемещений. На телефон установил приложение, куда стекаются эти данные.
— Как насчет дальнейших планов?
— Пока остановлюсь на четырех торговых точках и буду работать на качество, параллельно продолжая искать перспективные локации. Все хорошие локации давно заняты, остается ждать, когда появятся новые.
— Дадите совет тем, кто только собирается заняться этим бизнесом?
— Eсли у вас есть на примете хорошее место, то там можно установить стойку и получать до 25 тысяч рублей в месяц. Это неплохой дополнительный доход, учитывая, что тратить на нее придется всего час в неделю.
***
фото: